Характеристика творчества Генделя - Инструментальные жанры

Гендель

Индекс материала
Характеристика творчества Генделя
Творческий путь и формирование стиля.
Черты стиля
Инструментальные жанры
Концерты Генделя
Пленерные жанры
Опера
Оратории Генделя
Все страницы

В письме одному из друзей М. И. Глинка писал: «Для концертной (музыки): Гендель,   Гендель   и   Гендель». В этих словах не только заключена высокая оценка, но и определено одно из самых ярких качеств в творчестве великого немецкого композитора. Здесь сказалось выдающееся  виртуозно-исполнительское  дарование  Генделя,  особенно как солиста на органе и клавесине.

Его  стиль  клавесинной  игры, видимо, отличался силой, блеском, пафосом, густотой звучания, какие до него на этом инструменте   считались   недостижимыми. Он  избегал  сухой резкости   удара.   Известный   английский   музыковед   Чарльз Бёрней,  слыхавший    Генделя    в    концертах,  рассказывает: «Его пальцы были так согнуты при игре и так мало отходили друг от друга, что нельзя было заметить движения руки и отчасти даже пальцев» . Такая постановка руки, естественно, связана с игрой мягкой, ровной, вероятно, по возможности,  связной.  В  стиле  органной  игры  доминировали  праздничная торжественность, полнозвучие,   контрасты   светотени, огромный темперамент и импровизационные разливы в каденциях в сочетании с несравненным умом и уверенностью, как говорит другой очевидец.
Сказалось тут и первостепенное значение, какое в ту эпоху  приобрела   концертность,  как  демократический   принцип искусства праздничного, нарядного, увлекательного,  предназначенного для очень широких аудиторий. У Генделя концертность как черта стиля демонстративно противостоит жеманному и хрупкому  аристократизму,    ходульной аффектации придворного искусства или пуританскому церковно-религиозному отречению от жизнерадостности и декоративной красоты звучания.  Не случайно  из  всего  инструментального  наследия мастера  самое широкое и прочное место сохранили именно концерты — сольные и Grossi,  да  оркестровые  концертные сюиты празднично-увеселительного плана.
В клавирном творчестве Генделя полифонические формы не стали главной жанровой линией, как «Хорошо темперированный клавир» у И. С. Баха. Центральное место здесь заняла у него гомофонная сюита (английское Lesson). Сюиты Генделя для клавира изданы были в трех сборниках, совпавших по времени с расцветом его оперного творчества (20—30-е годы). Впрочем, некоторые из этих 19 пьес, вероятно, написаны были еще раньше.
Первый сборник, изданный в 1720 году, оценивается разноречиво. Изучая эти произведения, некоторые музыковеды  (М. Зейферт, О. Флейшер, К. Кризандер и другие) неправомерно сосредоточились на поисках иностранных, в частности,  итальянских влияний, которые сказались здесь. Эти небольшие четырех-, пяти- или шестичастные циклы Генделя и в самом деле построены отчасти на итальянский манер. Традиционные аллеманды, куранты, сарабанды и жиги сменяются в чередовании контрастных движений, размеров и ритмических фигур, пластично оттеняющих или дополняющих друг друга. Здесь также запечатлены типические образы, главным образом поэтически-бытового плана, и певучие медленные части расположены композиционно в центре цикла как его лирические кульминации.

И все же от итальянской клавирной партиты типа знаменитой «Фрескобальды» или от пьес для чембало Пасквини, Скарлатти — сюиты Генделя по стилю отличаются чрезвычайно. Зато с полным основанием указывают на их преемственную связь со стилем немецких мастеров XVII — начала XVIII века — Фробергера, Керля, Фишера, Кригера, Пахельбеля, Муффата, Кунау.

В основе своей клавирная сюита Генделя — это немецкая сюита. Ее строение и состав очень индивидуальны: помимо обычных  танцевальных  пьес,  в  ней  встречаются   прелюдии, фуги, увертюры, вариации. По тематизму они очень значительны,  и мы находим   там  пьесы,  написанные не только с концертным   блеском,   масштабно   и   в   динамическом   плане (ария с вариациями в сюите ми мажор), но и вещи большой экспрессии и серьезности замысла. Такова Сарабанда с вариациями в сюите ре минор и, в особенности, соль-минорная Пассакалья — образ высокого пафоса, почти невместимый в границы  клавесинного звучания, некоторыми  чертами  предвещающий Бетховена. Но там, где Гендель включает в сюиту фугу, именно она становится  ведущей пьесой цикла, самой значительной по образному содержанию, самой действенной, импульсивной по разработке тематического материала. Фактура  сюит блестяща,  разнообразна, и
массивная чакона соль  мажор  по  справедливости, считается  целой энциклопедией клавирной техники;  она  устремлена    к   динамически- перспективным возможностям инструмента.

Произведения Генделя для камерных ансамблей по времени создания и стилю разделяются на две большие группы. Одна — это юношеские сочинения, где индивидуальность композитора еще не определилась; мы не будем их перечислять здесь. Заметим лишь, что еще с отроческих лет Гендель проявлял интерес к духовым инструментам. Мы уже встречаем здесь сонаты для двух гобоев и continuo, для флейты и continuo. Другую группу составляют вполне зрелые и мастерские сочинения, написанные в Лондоне в 30-х и в начале 40-х годов. Сюда входят прежде всего 15 сольных сонат ор. 1 (большей частью, в форме старинного четырехчастного цикла da chiesa 2) для скрипки или флейты, или гобоя —  и basso continuo. Около половины произведений этого сборника составляют сейчас неотъемлемую часть скрипичного педагогического репертуара. Написанные в двухголосном складе чрезвычайно любимом Генделем, они подверглись неоправданной модернизации в позднейших изданиях.
Нельзя  не  признать в  этом  первом  опусе  сильного  воздействия Корелли (сольные сонаты ор. 5).
Более органичны для генделевского индивидуального стиля трио-сонаты для двух скрипок  (или гобоев, или флейт)  и basso continuo, вышедшие двумя сборниками: ор. 2 (9 сонат) и ор. 5   (7 сонат) . Сонаты второго опуса написаны    почти все в трехголосном складе и четырехчастной схеме da chiesa. B пятом же опусе преобладают танцевально-сюитные циклы. Тематически трио-сонаты широко связаны с операми и ораториями тех лет.  Особенно  второй  опус  богат пластически-выразительными певучими мелодиями: Г. Ф.  Гендель. Трио-соната №8, Larghetto.
При всех художественных достоинствах, соната не стала для Генделя, даже в чисто инструментальной области, тем жанровым центром, каким она была у Корелли или Доменико Скарлатти: центральное место занял концерт.




Рейтинг@Mail.ru