Жизнеописание Баха - Артистическая и творческая деятельность

Бах

Индекс материала
Жизнеописание Баха
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Семья, детство
Люнебург
Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен
Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству
Бах—исполнитель
Кетен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки
Отъезд из Кетена
Лейпциг
Школа св. Фомы.Бах—кантор
Артистическая и творческая деятельность
Дети Иоганна Себастьяна
Бах—педагог
Последние произведения, последние годы жизни
Все страницы

 

Артистическая и творческая деятельность

 

Тяжесть     положения     Иоганна     Себастьяна несколько       скрашивалась      артистическими  успехами.    Издавна    завоеванная   слава   несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди  которых  были  такие  выдающиеся  люди,   как  композитор Гассе и его знаменитая супруга — итальянская певица Фаустина Бордони.   Оба  высоко  ценили  искусство лейпцигского  органиста и, приезжая в Лейпциг,   не упускали случая   послушать его игру.
Со своей стороны, Бах часто наезжал в Дрезден, где Гассе руководил итальянским оперным театром, с целью посетить итальянскую оперу, к которой относился с большим и нескрываемым интересом. Кроме Дрездена, Бах совершал артистические путешествия и в другие города, часто сопряженные с экспертизой, испытанием органов 2.

2 Бах был не только большим знатоком современного инструментария, но и интересным изобретателем. В Мюльгаузене он взялся сконструировать куранты в 84 колокола, соединяющиеся педалью. В Кетене он изобрел новый пятиструнный инструмент viola pomposa — «виола помпоза» — нечто среднее между альтом и виолончелью. Вопросы усовершенствования органа и клавесина занимали Баха постоянно. Мечтая о клавишном инструменте с мягким и гибким звуком, он придумал своеобразный механизм, при помощи которого надеялся добиться звучности разных тембров и продолжительности. Так называемый «клавесин-лютня» был заказан Бахом в 1740 году органному мастеру Захарию Гильдебранду, но испытание не принесло желаемых результатов.


В лейпцигский период Бах находился в полном расцвете творческих сил. В первые полтора-два десятилетия жизни в Лейпциге он развивает широкую музыкальную деятельность, во многом связанную с пребыванием на посту руководителя Collegium musicum.
В 1729 году Бах, став во главе общества, с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля церковного начальства. Он выступает в качестве дирижера и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах: в городском саду, в кофейных залах и в местах народных развлечений. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи.

Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской бюргерской аудитории. Для выступлений Collegium Бах написал большое количество разнообразной музыки: оркестровой, клавишной, вокальной. В ней много танцевальных элементов, веселой шутки и юмора, выдумки и изобретательности.
Должность Баха — кантора школы св. Фомы, ответственного за состояние церковной музыки, — обязывала к интенсивной творческой работе и в этой области. Специфика официальной службы заставляла Баха сосредоточить внимание на жанрах духовной музыки. Большая часть вокальных сочинений, написанных композитором в Лейпциге, относится к первому периоду его пребывания в этом городе, то есть к первым пятнадцати годам. Крупное вокально-инструментальное произведение, которым Бах дебютировал в Лейпциге в 1723 году, был великолепный «Magnificat» — величальная оратория для пятиголосного хора, солистов и оркестра. Почти одновременно Бах заканчивает начатые в Кетене «Страсти по Иоанну». Вслед за первыми грандиозными творениями, созданными в монументальном эпическом стиле, появляются другие, столь же поразительные и великие: «Траурная ода» (1727 год), «Страсти по Матфею» (1729 год). Пять годовых циклов духовных кантат (без малого 300 произведений) также написаны в Лейпциге. Весь этот колоссальный труд достойно венчает месса си минор, завершенная в 1738 году.
Своим чередом шла работа над инструментальной музыкой. Окончательную отделку получает первый том прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира». Как итог многолетнего экспериментирования над жанром сольного клавирного концерта появляется «Итальянский концерт». По-видимому, названием «Итальянский концерт» Бах хотел подчеркнуть приоритет итальянцев в создании жанра концерта, выразить свое уважение к итальянскому инструментализму.
В начале 40-х годов Бах вновь возвращается к проблеме клавирного полифонического цикла — прелюдии и фуге — и создает второй том «Хорошо темперированного клавира», попутно пишет «Гольдберговские вариации» 1.

1 Гольдберг, ученик одного из сыновей Баха, служил у графа Кейзерлинга — русского посла при саксонском дворе в Дрездене, Гольдберг должен был по ночам услаждать графа, страдавшего бессонницей, музыкой «нежного и вместе с тем смелого характера». И. С. Бах написал для него серию вариаций, которые получили название «Гольдберговских вариаций», хотя в оригинале они значатся как «Ария с 30 вариациями».

Перечисленные произведения этого времени — самые известные—занимают центральное положение в творчестве композитора.
Любое из этих сочинений могло явиться событием в музыкальной жизни страны, но в действительности музыка Баха не вызывала сколько-нибудь серьезного интереса и внимания музыкальных кругов; произведения его не печатались и не получали распространения; лишь небольшое число клавесинных пьес стараниями самого Иоганна Себастьяна и на его личные средства удалось издать в 30-х годах в Лейпциге. Остальная масса баховских творений оставалась в рукописном виде и была известна лишь в узком кругу друзей и собственной семьи.
Слава Баха была славой виртуоза, импровизатора, но не композитора, и успехи, приходившиеся на долю артиста-исполнителя, не могли (восполнить или уравновесить трагедию непонятого одинокого художника. Окружавшее равнодушие, стена мещанского недоброжелательства и отчужденности подтачивали мужество и стойкость, подрывали волю к сопротивлению.
В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно-музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации. Понемногу рвались слабые нити, которые ранее связывали его с некоторыми музыкальными деятелями, представителями науки и искусства. Единственным оплотом, спасавшим от полного одиночества, была собственная семья: верный и испытанный друг — жена Анна Магдалина, сыновья и несколько любимых учеников.



Рейтинг@Mail.ru