Жизнеописание Берлиоза - Концертные поездки.

Берлиоз

Индекс материала
Жизнеописание Берлиоза
Детские и юные годы.
«Фантастическая симфония».
Революция 1830 года.
Большая Римская премия. Италия.
Возвращение в Париж.
«Гарольд в Италии».
Музыкально-критическая деятельность.
Берлиоз и Глинка.
Реквием.
«Бенвенуто Челлини».
«Ромео и Джульетта».
«Траурно-триумфальная симфония».
«Осуждение Фауста».
Ненаписанная симфония.
Концертные поездки.
Последние произведения.
Все страницы

Концертные поездки.

В поисках выхода из создавшегося тяжелого положения Берлиоз совершил концертную поездку в Германию, где дирижировал своими произведениями. Но больше всего он мечтал о поездке в РОССИЮ, особенно после встреч в Париже с Глинкой и более близкого знакомства с его музыкой. Эту поездку Берлиоз смог осуществить только в марте 1847 года. Накануне первого концерта Берлиоза в Петербурге В. Ф. Одоевский поместил в газете
«С.-Петербургские ведомости» статью под заглавием «Берлиоз в Петербурге», в которой старался подготовить публику к приему выдающегося французского музыканта. В ночь после концерта Одоевский под свежим впечатлением написал восторженную статью в форме письма Глинке, находившемуся в это время в Испании: «Где ты, любезный друг?
Зачем тебя нет с нами? Зачем ты не делишь наслаждения со всеми нашими, в ком только есть хоть одна музыкальная струнка? Берлиоза поняли в Петербурге!» .
Это, действительно, был большой успех. Сам Берлиоз вспоминает в своих «Мемуарах»:
«Наконец концерт окончился, лобызания и объятия утихомирились, и, осушив бутылку пива, я решился спросить о финансовом результате этого опыта.
Восемнадцать тысяч франков! Концерт стоил шесть тысяч, мне осталось двенадцать тысяч франков чистой прибыли. Я был спасен! Тогда я невольно повернулся к юго-западу и не мог удержаться от того, чтобы не произнести тихонько, глядя в сторону Франции: "Вот так-то, дорогие парижане!"»
Дав с таким же успехом второй концерт в Петербурге, Берлиоз поехал в Москву. О московском концерте он писал: «...публика, которая своей горячностью и впечатлительностью, во всяком случае, равна пылкой публике Санкт-Петербурга, и еще такой общий итог, как прибыль восемь тысяч франков. Я вновь повернулся к юго-западу после концерта, еще раз подумал о моих пресыщенных и безразличных соотечественниках
и сказал вторично: "Вот так-то, дорогие парижане!"» .
Пребывание в РОССИИ оставило у Берлиоза чрезвычайно отрадное впечатление: теплый прием у публики и видных передовых музыкантов (среди них был и Стасов, писавший о концертах Берлиоза восторженные рецензии), материальный успех, прекрасный оркестр петербургской оперы, чутко повиновавшийся дирижерской палочке Берлиоза,— все это
возбудило в нем чувство благодарности и симпатии. Хор петербургской придворной певческой капеллы был им оценен исключительно высоко, о чем он неоднократно писал в письмах.
Революция 1848 года застала Берлиоза в Париже. Но Берлиоз, встретивший с таким энтузиазмом Июльскую революцию 1830 года, организовавший тогда на улицах Парижа пение «Марсельезы», отнесся к революции 1848 года с нескрываемой враждебностью, Сквозь личные невзгоды он не сумел разглядеть и понять события большого исторического значения. Но и общественные нравы и состояние искусства в Париже периода Второй империи принесли Берлиозу глубокое разочарование. Лишь ранние оперы Гуно и «Искатели жемчуга» Бизе вызвали у него положительный отклик.
А жизнь действительно наносила Берлиозу удар за ударом. По-прежнему материальные дела складывались плохо: заработанные в РОССИИ деньги иссякли; концерты в Париже и Лондоне не улучшили положения; разбитая параличом Гарриет Смитсон требовала особого ухода; Берлиозу в конце концов пришлось пережить ее смерть; погиб и единственный его сын Луи во время дальнего плавания. Одиночество все больше окружало постаревшего, больного, сломленного жизнью композитора, терявшего одного за другим родных, друзей, ценивших его искусство. А парижский «высший свет», увлеченный канканом и модными песенками, оставался к нему столь же равнодушным, как прежде.
Тем не менее последние пятнадцать лет своей жизни Берлиоз интенсивно работал и создал ряд крупных монументальных произведений. В творчестве Берлиоза этого периода произошел заметный перелом: былой романтический жар, увлекающий в его произведениях прежних лет, теперь остыл; разочарованный в жизни больной старик, удалившийся от жизненных вопросов современности, Берлиоз обращается к сюжетам и
образам архаической древности, его музыка приобретает спокойный, уравновешенный характер.

 



Рейтинг@Mail.ru