Жизнеописание Варламова

Варламов

Характеристика личности Варламова

Характеристика творчества Варламова

Жизнеописание Варламова

Список произведений Варламова

Наследственность Варламова

Заболевания Варламова

Диагноз Варламова

Жизнеописание Варламова

А.Е. Варламов известен как сочинитель песен и романсов с чисто русскими мотивами и особенной задушевностью.  "Красный сарафан", "Вдоль по улице метелица метет", "Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди" стали очень любимы в русском быту.

Александр Егорович Варламов родился в Москве 15 ноября 1801 г. Отец его, из молдавских дворян, не был богат, поэтому вынужден был для обеспечения семьи своей служить сначала военным, затем гражданским чиновником.

Александр Егорович еще ребенком страстно полюбил музыку и пение, особенно церковное. У него обнаружился красивый, звонкий голос. Он сам выучился по слуху подбирать на скрипке русские песни.

Десяти лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу.Там он занимался под руководством директора капеллы, выдающегося русского композитора Д.С. Бортнянского, учившегося пению и сочинению музыки в Италии. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I , Анна Павловна , состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. В Гааге он сам выступает как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он "нарочито учился теории музыки".

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию. Он жил это время в Петербурге, поступив на службу преподавателем в Театральную школу. Также он занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Тогда же он знакомится с М.И. Глинкой. В декабре 1831 г. Варламов был уволен от службы в капелле.

В 1832 г. Варламов переехал в Москву, заняв место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах. Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры М. Щепкин, П. Мочалов; композиторы А. Гурилев, А. Верстовский; поэт Н. Цыганов; писатели М. Загоскин, Н. Полевой; певец А. Бантышев. Их сближало горячее увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.

"Музыке нужна душа, - писал Варламов, - а у русского она есть, доказательство - наши народные песни". К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому : "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс ""Не шей ты мне, матушка"", прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная"". В них, как и в других номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, . Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых , Алябьева , Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки . Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме.

Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества. Рядом со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта.

В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.

Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Многие из них и теперь (особенно в провинции) охотно распеваются в дилетантских кружках, а музыка романса "Не бил барабан перед смутным полком", приложенная к другому тексту ("Вы жертвою пали борьбы роковой"), получила даже общероссийское распространение. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь. - Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца.Другой сын его, Константин-также любил музыку. Дочь Варламова, Елена, также выступала певицей и сочиняла (романсы).

Рейтинг@Mail.ru