Характеристика творчества Гайдна

Гайдн

Индекс материала
Характеристика творчества Гайдна
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО «Прощальная» симфония. «Лондонские» симфонии. Концерты
КАМЕРНОЕ И ФОРТЕПЬЯННОЕ ТВОРЧЕСТВО Квартеты, трио, сонаты, вариации
Клавирная музыка Гайдна
Оперы и оратории
Оратории
Все страницы

 

ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   ТВОРЧЕСТВА

Основные  жанры  творчества.   Народность  музыки  Гайдна. Сонатно-симфонический цикл у Гайдна


Гайдн писал музыку во всех жанрах и формах (инструментальных и вокальных) — симфонии, концерты для различных инструментов, квартеты, трио, сонаты, оперы, оратории, мессы, песни и т. д.
Однако в области инструментальной (симфонической и камерной) музыки историческое и художественное значение творчества Гайдна значительно больше, нежели во всех прочих областях музыкального искусства (за исключением двух последних ораторий «Сотворение мира» и «Времена года»).
Как выдающийся представитель венской классической школы, Гайдн органически претворил в своем творчестве австрийский музыкальный фольклор во всей его полноте и многообразии, в сочетании разнонациональных элементов — южнонемецких, славянских (в особенности хорватских), венгерских. В своих произведениях Гайдн использовал подлинные народные мелодии, существенно их видоизменяя, а также создавал и собственные мелодии в духе и характере народных песен.
В народности основных, ведущих образов творчества Гайдна, как и музыкального языка его произведений сыграло крайне важную роль то обстоятельство, что он провёл свое детство в австрийской деревне, в непосредственном соприкосновении с жизнью народа, в окружении крестьянской семьи. Наиболее характерными для его музыкальных произведений являются образы австрийского крестьянства и жизнь деревни в разных ее проявлениях. Но крестьянская жизнь в музыке Гайдна дана несколько идиллически: не тяжелый подневольный труд, а картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, красивая природа составляют ее содержание. Неправильно было бы понимать это, как ложное, искаженное изображение действительности. Ведь- крестьянству свойственно не только трудиться в поте лица, но и радоваться и веселиться. Народ никогда не утрачивает оптимистического отношения к жизни. И этот народный оптимизм, эту радость жизнеощущения выразил в своей музыке Гайдн.
Поэтому музыка Гайдна отличается характером бодрым и жизнерадостным, в ней решительно преобладают мажорные тональности, в ней много света и жизненной энергии. Есть в музыке Гайдна и грустные настроения, даже трагические эмоции. Но они редки, и лишь по контрасту больше подчеркивают общий радостный тон, сияющую улыбку, здоровый народный юмор.


В инструментальной музыке Гайдна (сольной, камерной и симфонической) полное и совершенное воплощение получил сонатно-симфонический цикл. Все части произведения, соединяясь в стройную художественную концепцию, выражают разные стороны жизни. Обычно первая часть (сонатное ал-пегро) наиболее драматична, импульсивна; вторая часть (медленная) —это сфера лирических переживаний, спокойного раздумья; третья часть (менуэт) переносит в атмосферу танцевальности, четвертая часть (финал) заключает в себе жанрово-бытовое начало, и особенно близка к народной песенно-танцевальной музыке.
Таким образом, каждая часть имеет свою основную ведущую драматургическую функцию и участвует в постепенном   развертывании — раскрытии   идеи   всего   произведения.


Рейтинг@Mail.ru