Жизнеописание Гайдна - Лондон.

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы

Лондон.
Жизнь в Лондоне наполнилась многочисленными  визитами,   приглашениями.   Гайдна  приняли очень радушно. В газетах его имя упоминается постоянно.  Множество людей  хотят лично познакомиться со знаменитым композитором. Гайдна радовало такое общественное признание, но оно было и достаточно утомительным. Не без юмора описывает он чествование на одном из любительских концертов: устроитель "под общие рукоплескания провел меня через зал вперед к оркестру, а там все вытаращили глаза и наделили меня бесконечным    числом    английских    комплиментов"26. Гайдн посещает придворные балы, торжественные собрания разнообразных музыкальных любительских обществ и т. д.  В Лондоне композитор познакомился с известным   английским   историком   музыки   Чарльзом Бёрни.
Гайдна поразила музыкальная жизнь Лондона — своей интенсивностью и демократическим характером. В Лондоне существовало множество концертных организаций, созданных на коммерческой основе. Одновременно действовали "Профессиональные концерты", руководимые В. Крамером27, и "Концерты старинной музыки", хоровые общества, организации, поддерживающие музыкантов (например, "Королевское общество музыкантов Великобритании"). Постоянно происходили концерты —"академии", как их называли; в театрах исполнялись оратории. Много концертов организовывалось в лондонских парках. Все это венчали фестивали генде-левской музыки в Вестминстерском аббатстве. В связи с подобным размахом концертной жизни необычайно разрастался состав лондонских оркестров. Например, в оркестре "Оперных концертов" было 60 исполнителей, а в Генделевских торжествах число участников превышало 500 человек.
Сам того не желая, Гайдн оказался центральной фигурой в конкурентной борьбе, которая развернулась между концертным предприятием Саломона и "Профессиональными концертами" Крамера (в свою очередь приглашавшего Гайдна в Лондон). Первыми в "спор" вступили музыканты Крамера, исполнившие на своем концерте симфонию Гайдна. На концерте Саломона, состоявшемся несколько позже, среди других произведений исполнялась и новая симфония Гайдна, первая из его Лондонских.
Успех был большим и нарастал с каждым новым выступлением. Концерты устраивались обычно по пятницам, в 8 часов вечера и выливались в крупное общественное событие. Гайдна публика встречала аплодисментами, что было совершенно неожиданным и новым для композитора, привыкшего к строгой торжественности аристократических концертов в Эстергази и Вене.
Параллельно с концертными выступлениями Гайдн работал над сочинениями, предписанными контрактом.
В 1791 году была написана последняя опера Гайдна — "Душа философа", на итальянский текст, в основу которого положен миф об Орфее. Опера заканчивается трагически — Эвридика остается в царстве теней, а Орфей выпивает напиток смерти.   В опере много хоров; очевидно, здесь сказалось пребывание в Англии, стране с высочайшей культурой хорового пения, и, конечно, влияние музыки Генделя.
Летом   1791   года состоялось торжественное  событие — Гайдн посетил Оксфорд и был возведен в сан доктора музыки, чему немало способствовал Чарльз Бёрни, высоко чтивший  Гайдна. Торжества длились три дня. Исполнялись многие произведения композитора, в том числе   симфония   №   92,   получившая   здесь   название "Оксфордской". В память об этих событиях Гайдн сочинил и преподнес Оксфордскому университету трехголосный канон на слова: "Прекрасен голос твой, гармония". Сильнейшее потрясение пережил Гайдн на фестивале музыки Генделя, последнем таком фестивале в XVIII столетии. Концерты состоялись летом 1791 года в Вестминстерском аббатстве. Участвовало более 1000 исполнителей. Оратории "Израиль в Египте", "Мессия", отрывки из "Эсфири", "Саула", "Иуды Маккавея", инструментальные сочинения составили впечатляющую панораму   генделевской   музыки.   Громадный   готический собор с колоннами, цветными витражами и скульптурами был заполнен публикой, включая королевский двор. В последнем концерте при звуках "Аллилуйя" (хор из оратории "Мессия") все присутствующие поднялись со своих мест.   Со слезами  на глазах  Гайдн  воскликнул: "Он — учитель для нас всех!"28.
Новый концертный сезон (осень 1791) ознаменовался новым этапом соперничества двух ведущих концертных организаций Лондона. В эту закулисную борьбу включается и пресса. В газетах обсуждается "творческая немощь" композитора, высказываются соображения об "исчерпанности" и т. д. Более того, в Лондон приглашается Игнац Плейель, бывший ученик Гайдна, для руководства и выступлений в "Профессиональных концертах". Результат, однако, был самым неожиданным. Плейель выказывает Гайдну полное уважение. На первом же концерте он исполняет симфонию своего учителя. Возобновивший концерты Саломон, в свою очередь, (В. Крамер (1745—1799) — немецкий скрипач, дирижер, работал в Мангейме и Лондоне, отец известного пианиста и композитора И. Б. Крамера.) первым номером программы ставит симфонию Плейеля. Старший мастер (то есть Гайдн), следуя контракту и просьбам своего импресарио, сочиняет одну симфонию за другой, опровергая все враждебные и недоброжелательные слухи. Концерты с участием Гайдна имели огромный успех, а последний был даже повторен. Помимо симфоний на концертах исполнялись также инструментальные сочинения (сонаты, дивертисменты, ноктюрны) и вокальный квартет "Буря" на слова английского поэта Джона Уолкота.
Пребывание в Лондоне было омрачено известием о смерти Моцарта. "Я по-детски радуюсь мыслям о возвращении домой, чтобы обнять моих добрых друзей, но жалею только об отсутствии великого Моцарта... Потомство и за 100 лет не обретет вновь такого таланта".
В конце июня 1792 года Гайдн возвратился в Австрию, заехав по пути в Бонн. В Вену композитор прибыл в июле 1792 года. В честь его приезда была устроена "академия", но в целом Вена не слишком отреагировала на возвращение великого музыканта.
Приехавший в это время в Вену Бетховен начал брать уроки у Гайдна. Однако особого творческого взаимопонимания не возникло (новизна замыслов молодого композитора не во всем могла быть понятна Гайдну) и занятия вскоре прекратились. Несмотря на это, Бетховен продолжал навещать Гайдна, высоко ценя талант великого музыканта.
Едва пережив Моцарта, Гайдн испытал новое потрясение: умерла Марианна фон Генцингер, близкий друг, тонкая ценительница музыки композитора. Тем не менее своим чередом шли домашние хлопоты: покупка нового дома, на которой настаивала жена Гайдна, наконец совершилась. В пригороде Вены было приобретено одноэтажное здание с садом. Начались переделки, законченные лишь в 1794 году. Среди сочинений этого времени — цикл из 12 немецких танцев и 12 менуэтов; 6 квартетов (ор. 71 и 74), вариации для фортепиано (фа минор).

Приближалась вторая поездка Гайдна в Англию, был вновь заключен контракт с Саломоном. На этот раз пришлось преодолеть сопротивление князя Антона, не хотевшего отпускать композитора вторично. Потребовалось немало усилий, чтобы убедить князя. В январе 1794 года Гайдн снова отправляется в Лондон.



Рейтинг@Mail.ru