Жизнеописание Гайдна - ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы


ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

Жизнь в Вене. Знакомства и влияния. Юноша был без гроша в кармане,, не имел крова. На хлеб Гайдн зарабатывал пением в церковных хорах, любым доступным способом. Помощь одного коммерсанта позволила молодому музыканту снять крохотную комнатушку под крышей большого дома на Капустном рынке. Комнатушка не отапливалась; в жару в ней было невыносимо жарко, зимой Гайдн погибал от холода. Но он не унывал. Самым ценным была самостоятельность, крыша — и клавикорды, на которых Гайдн с восторгом упражнялся.
Для Гайдна наступило время серьезной работы. Он изучает различные теоретические труды, в том числе книгу известного музыканта-теоретика И. Маттезона "Совершенный капельмейстер", а также работу композитора И. Й. Фукса "Шаг к Парнасу". Но самым сильным впечатлением этого времени стало знакомство с музыкой клавирных сонат Ф. Э. Баха. "Я тогда не отошел от моего клавира, пока они не были проиграны; и кто меня основательно знает, тот найдет, что я очень многим обязан Эммануэлю Баху..."7.
Влияние сонат Ф. Э. Баха на Гайдна было очень велико. С другой стороны, Гайдна окружала стихия народного музицирования, народной музыки, которой была наполнена Вена. Это музыка улицы, где беспрестанно звучали серенады — в честь именин, свадеб, разнообразных домашних праздников; это также музыка ярмарочных представлений и т. п. Гайдн и сам принимал участие в подобных импровизированных выступлениях. В этот период широко распространяется музыка для танцев; здесь зарождается стихия венского вальса. Наконец, в жизни Вены большую роль играл театр. Особенно любимым был жанр зингшпиля. Веселые представления разыгрывались в театре у Каринтийских ворот. Чрезвычайной популярностью пользовался комический актер И. Й. Курц. По имени персонажа, которого он изображал, Курц получил прозвище Бернардон. Однажды по заказу Курца Гайдн сочинил и исполнил серенаду, которая так понравилась заказчику, что он предложил молодому музыканту сочинить комическую оперу "Кривой бес" (иначе "Хромой бес") по сопоставленному самим Курцем либретто. Музыка этой оперы не сохранилась. Известно, однако,  что постановка  1751/52 года имела успех.    Музыкальная   любознательность   Гайдна   была обогащена также знакомством с известным композитором Никколо Порпорой. Знакомство произошло через молодую певицу, которую Гайдн обучал игре на клавесине. Порпора был ее учителем пения, а Гайдн стал аккомпанировать певице на этих уроках. Так состоялось практическое знакомство Гайдна с итальянской оперой, итальянской школой пения. Кроме того, Порпора просматривал композиторские работы Гайдна.  В автобиографической записке 1776 года Гайдн пишет: "Я сочинял усердно, но без прочной основы, пока мне наконец не выпало счастье изучить у знаменитого господина Пор-поры... подлинные основы искусства композиции"8.
Вообще в эти годы у молодого Гайдна завязывается немало интересных знакомств: венские музыканты Вагензейль, Диттерсдорф, Глюк (с 1754 года служивший капельмейстером придворной оперы в Вене). К 1755 году Гайдн становится довольно популярным в Вене. Его музыку играют в венских салонах, у него есть ученики. Кроме того, Гайдн снова поет в церкви Св. Стефана у Ройтера.
В это же время происходит знакомство, переросшее в теплую дружбу, с К. Й. фон Фюрнбергом. О нем Гайдн неоднократно вспоминает в автобиографии. Этот венский аристократ пригласил Гайдна в свое поместье (в Нижней Австрии, вблизи города Визельбург). Композитор жил здесь несколько недель без всяких забот. В доме Фюрнберга любили музыку и постоянно музицировали. Особенно любимым занятием была квартетная игра. Для этих музыкальных вечеров Гайдн написал свои струнные квартеты (возможно, уже не первые), под номерами 1 — 6, ор. 1. Далее появляются новые сочинения этого типа. Всегр же в это время создано 18 струнных квартетов (ор. 1-3).
Первые квартеты имели различные наименования: квадро,   кассация,   серенада,   дивертисмент,   ноктюрн.

Цикл их был еще неустойчив — от трех до пяти частей (с двумя менуэтами, обрамляющими медленную часть). Связь с традициями бытового музицирования, столь распространенного в Вене, ясно ощущается в тематизме, в особенностях фактуры, очень скромной — мелодия скрипки на фоне гармонического сопровождения других инструментов; но уже здесь проявились особое богатство настроений, оригинальные приемы изложения, говорящие о творческой изобретательности молодого музыканта. Один из современников Гайдна, вспоминая о впечатлениях, вызванных этими произведениями, писал: "Уже его первые квартеты, ставшие известными около 1760 года, вызвали всеобщую сенсацию. Одни смеялись, забавляясь чрезвычайным простодушием и весельем, исходившим от этой музыки, другие вопили о низведении музыки до уровня шутовской забавы и о неслыханных октавах. Именно он первый ввел в квартет способ усиления мелодии октавой, он заставлял первую и вторую скрипку играть в октаву, что производит столь сильное действие в больших оркестрах, когда надо выразить глубокие чувства. Но скоро, несмотря на вопли, все привыкли к этой манере. В конце концов ей стали даже подражать"9. Помимо квартетов Гайдном были написаны несколько трио и шесть скерцандо для оркестра (1758). В этот же период созданы ранние клавирные сочинения.
Первые симфонии. К молодому музыканту приходит известность, а вместе с ней — предложение о службе. Граф Морцин, богемский аристократ (Богемия — область Чехии), по рекомендации покровителя Гайдна Фюрнберга приглашает композитора в свое имение Лукавец (около Плзеня). Оркестр графа, большого любителя музыки, был невелик, он включал от 12 до 16 музыкантов. Гайдну предложили должность композитора и капельмейстера.
Жалованье, бесплатная квартира и стол сняли материальные заботы Гайдна. Кроме того, он получил в свое распоряжение оркестр,  возможность слышать все,  что сочинял. Сравнительно малый состав капеллы определил творческую манеру Гайдна — экономную и ясную.
Служба у Морцина продолжалась два года (1759— 1760). Здесь создана первая симфония Гайдна, ре мажор, в трех частях. Безусловно, это было событие большого исторического и художественного значения: так началась история становления венской классической симфонии. Сочинение близко по духу и стилю мангеймским образцам, с которыми Гайдн мог познакомиться в графском архиве10.
Находясь на службе у Морцина, Гайдн женился, хотя одним из условий договора было холостяцкое положение музыкантов. Женой Гайдна стала старшая дочь придворного парикмахера — Анна Мария Келлер. Предполагали, что Гайдн был увлечен ее сестрой, но девушка по неизвестным причинам ушла в монастырь. Брак не был счастливым. Жена оказалась сварливой, ханжески набожной, абсолютно не способной оценить гениальное дарование мужа и хоть как-нибудь приблизиться к его духовному уровню. Через много лет супруги расстались.
Свою женитьбу Гайдн тщательно скрывал, опасаясь потерять службу. Но все разрешилось само собой: граф Морцин был вынужден распустить свою капеллу вследствие материальных затруднений. Гайдну предложили новое место — должность второго капельмейстера в капелле князя Пауля Антона Эстергази. С этого момента начинается новый период жизни и творчества, длящийся 30 лет, — период творческого расцвета, последовательного совершенствования.



Рейтинг@Mail.ru