Жизнеописание Гайдна

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы

ЙОЗЕФ ГАЙДН
1732—1809
Гайдн вошел в историю музыки как основоположник венской классической симфонии, квартета, сонаты. Одновременно Гайдн — одна из наиболее могучих, самобытных фигур эпохи Просвещения; в его творчестве отразились характерные  черты философии  и  эстетики этого времени: осознание многообразия мира и его гармонии, равновесия; мудрость в принятии неизбежности чередования расцвета и угасания жизни; красота природы, радость действия и неиссякаемое жизнелюбие. Гениально одаренный художник прожил долгую жизнь, насыщенную постоянным трудом. Творческая энергия его была неиссякаемой, в ней — сущность гайдновской личности. Ее проявление — в громадном творческом наследии, охватывающем все жанры музыкального искусства XVIII века: это симфонии, камерная музыка, в особенности   квартеты;   сонаты,   концерты,   оратории,   песни, оперы, музыка к спектаклям, духовные сочинения, бытовая танцевальная музыка и т. д. Скромность, простота и высокое человеческое достоинство, трудолюбие и чувство юмора, жизнерадостность и нравственная стойкость в жизненных испытаниях — эти качества выражают глубинные народные корни гайдновской натуры.
Внешне ровная, спокойная, несколько однообразная жизнь замечательного художника, проведшего более 30 лет на службе у Эстергази в предместьях Вены, не знала сильных эмоциональных взрывов, потрясений, исключительных ситуаций. Но, может быть, тем поразительнее выдающиеся творческие достижения композитора. При всей объективности образного мышления Гайдна, его творчество — в огромной степени результат внутренних процессов, постоянной внутренней работы — духовной, эмоциональной, интеллектуальной.
К тому же Гайдн почти не имел учителей (в том смысле, каким был для Моцарта его отец, для Бетховена — Нефе). Острота слуховой памяти, пытливый ум, музыкальная изобретательность, постоянное профессиональное совершенствование стимулировали творческую энергию художника с юных дней до глубокой старости.
Конечно, Гайдна формировала и окружающая музыкальная среда, Вена, но прежде всего — народное искусство, богатейшие песенно-танцевальные пласты немец-ко-австрийского, венгеро-цыганского, славянского фольклора. Народная песня — почва, основа его музыкального мышления, воплощенная в тематическом материале как камерных сочинений, так и симфоний.



ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
ДЕТСТВО
Род Гайдна происходит из восточной части Нижней Австрии. В местечке Гайнбург родился и жил отец композитора, Маттиас. В 1728 году он женился на Анне Марии Коллер, родом из Рорау. В деревушке Рорау родились их дети.
Родители были очень трудолюбивы, добросовестны, по-крестьянски упорны и энергичны. Отец — искусный каретный мастер, но также и хороший хлебопашец. Предки и родственники Гайдна были в основном ремесленниками, а одним из дальних родственников семьи был ректор школы и регент хора в Гайнбурге Иоганн Маттиас Франк.
Родители любили музыку; отец играл на арфе, мать, служившая в юности в дворянском поместье, выросла в музыкальной атмосфере. Местечко Рорау принадлежало графам Гаррах. Как и многие представители дворянского сословия, они были большими поклонниками музыки. Самым страстным меломаном из рода Гаррахов был Карл Леонгард IX; в 1797 году он участвовал в создании кружка "Любительские концерты для дворянства". Карл Леонгард покровительствовал Гайдну впоследствии и создал памятник композитору, сооруженный еще при его жизни.
31 марта 1732 года у Маттиаса и Анны Марии родился первенец — им был Йозеф, будущий великий композитор. Маленький Йозеф рос в типичной атмосфере деревенского быта. Немалую роль сыграли и впечатления от замковой дворянской культуры. В Рорау можно было встретить представителей самых разных национальностей, услышать музыку бродячих цыган, венгров, хорватов, чехов. Безусловно, фольклорная основа музыки Гайдна определяется в большой степени богатством и разнообразием детских впечатлений.
Родители обратили внимание на музыкальные способности Йозефа и решили обучать его музыке. Отец отправил Йозефа в Гайнбург, "...к ректору школы, нашему родственнику, дабы я там изучил первоосновы музыки, а также все другие необходимые для юноши науки... я уже на шестом году от роду смело распевал вместе с хором некоторые мессы, а также играл понемногу на клавикорде и скрипке"1.
В Гайнбурге, где Гайдн очутился в 1737 году, музыкальная жизнь протекала достаточно оживленно. Роль школьного учителя при этом была значительной.
В доме Франка Гайдн получал "больше колотушек, чем еды"2. Тем не менее его обучали пению, игре на духовых и струнных инструментах и даже на литаврах. Гайдн знакомится с самой разнообразной музыкой, участвует в церковной службе по воскресеньям и праздничным дням. Приятный голос и яркие музыкальные способности выделяли его из общей среды певчих. В 1739 году произошла встреча • Йозефа с известным венским музыкантом, капельмейстером при соборе Св. Стефана, Карлом Георгом фон Ройтером. Ему Гайдн продемонстрировал свои способности и умение. Очевидно, мальчик понравился маститому музыканту, и тот предложил забрать Йозефа в Вену. Переезд состоялся через год; в 8 лет Гайдн становится хористом при соборе.
Более всего Гайдна развивало постоянное слушание музыки и участие в ее исполнении. Он знакомился с церковной музыкой, операми итальянских, немецких, австрийских композиторов, с инструментальной музыкой, которая исполнялась при дворе. (Капеллу Ройтера часто приглашали во дворец.) Гайдн прилежно учился: "...пока мои сверстники забавлялись играми, я брал под мышку свой клавикорд и шел с ним на чердак, где упражнялся без помехи" ("Автобиографическая записка"). И еще: "Вместе со школьными науками я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров..."3.
Уже в это время Гайдн пробует сочинять. Одним из первых опытов был двенадцатиголосный хор Salve Regina (хор во славу Богородицы). Ройтер посоветовал Гайдну экономнее использовать музыкальные средства: "...разве тебе не достаточно двух голосов?"4. Гайдн вспоминал: "Я думал тогда, что очень хорошо, когда бумага густо исписана... "5.
Жизнь Гайдна (как и всех других хористов) при капелле Св. Стефана была не менее голодной, чем в доме Франка. Кроме того, с мальчиками обращались грубо, даже били. Но все это не лишало Гайдна жизнерадостности и озорства, свойственных его нраву с детских лет. Одна из его шалостей закончилась довольно печально. Однажды Гайдн отрезал у своего одноклассника косу. (Такова была традиционная прическа того времени.)

Гайдну было 17 лет, начался период ломки голоса. Прелестный дискант несколько погрубел, к тому же в хоре уже пел его младший брат Михаэль (впоследствии — известный композитор и органист), обладавший таким же прекрасным голосом. И вот Гайдн — на улице. Ройтер приказал выгнать его из капеллы. Это произошло в ноябре 1749 года.



ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

Жизнь в Вене. Знакомства и влияния. Юноша был без гроша в кармане,, не имел крова. На хлеб Гайдн зарабатывал пением в церковных хорах, любым доступным способом. Помощь одного коммерсанта позволила молодому музыканту снять крохотную комнатушку под крышей большого дома на Капустном рынке. Комнатушка не отапливалась; в жару в ней было невыносимо жарко, зимой Гайдн погибал от холода. Но он не унывал. Самым ценным была самостоятельность, крыша — и клавикорды, на которых Гайдн с восторгом упражнялся.
Для Гайдна наступило время серьезной работы. Он изучает различные теоретические труды, в том числе книгу известного музыканта-теоретика И. Маттезона "Совершенный капельмейстер", а также работу композитора И. Й. Фукса "Шаг к Парнасу". Но самым сильным впечатлением этого времени стало знакомство с музыкой клавирных сонат Ф. Э. Баха. "Я тогда не отошел от моего клавира, пока они не были проиграны; и кто меня основательно знает, тот найдет, что я очень многим обязан Эммануэлю Баху..."7.
Влияние сонат Ф. Э. Баха на Гайдна было очень велико. С другой стороны, Гайдна окружала стихия народного музицирования, народной музыки, которой была наполнена Вена. Это музыка улицы, где беспрестанно звучали серенады — в честь именин, свадеб, разнообразных домашних праздников; это также музыка ярмарочных представлений и т. п. Гайдн и сам принимал участие в подобных импровизированных выступлениях. В этот период широко распространяется музыка для танцев; здесь зарождается стихия венского вальса. Наконец, в жизни Вены большую роль играл театр. Особенно любимым был жанр зингшпиля. Веселые представления разыгрывались в театре у Каринтийских ворот. Чрезвычайной популярностью пользовался комический актер И. Й. Курц. По имени персонажа, которого он изображал, Курц получил прозвище Бернардон. Однажды по заказу Курца Гайдн сочинил и исполнил серенаду, которая так понравилась заказчику, что он предложил молодому музыканту сочинить комическую оперу "Кривой бес" (иначе "Хромой бес") по сопоставленному самим Курцем либретто. Музыка этой оперы не сохранилась. Известно, однако,  что постановка  1751/52 года имела успех.    Музыкальная   любознательность   Гайдна   была обогащена также знакомством с известным композитором Никколо Порпорой. Знакомство произошло через молодую певицу, которую Гайдн обучал игре на клавесине. Порпора был ее учителем пения, а Гайдн стал аккомпанировать певице на этих уроках. Так состоялось практическое знакомство Гайдна с итальянской оперой, итальянской школой пения. Кроме того, Порпора просматривал композиторские работы Гайдна.  В автобиографической записке 1776 года Гайдн пишет: "Я сочинял усердно, но без прочной основы, пока мне наконец не выпало счастье изучить у знаменитого господина Пор-поры... подлинные основы искусства композиции"8.
Вообще в эти годы у молодого Гайдна завязывается немало интересных знакомств: венские музыканты Вагензейль, Диттерсдорф, Глюк (с 1754 года служивший капельмейстером придворной оперы в Вене). К 1755 году Гайдн становится довольно популярным в Вене. Его музыку играют в венских салонах, у него есть ученики. Кроме того, Гайдн снова поет в церкви Св. Стефана у Ройтера.
В это же время происходит знакомство, переросшее в теплую дружбу, с К. Й. фон Фюрнбергом. О нем Гайдн неоднократно вспоминает в автобиографии. Этот венский аристократ пригласил Гайдна в свое поместье (в Нижней Австрии, вблизи города Визельбург). Композитор жил здесь несколько недель без всяких забот. В доме Фюрнберга любили музыку и постоянно музицировали. Особенно любимым занятием была квартетная игра. Для этих музыкальных вечеров Гайдн написал свои струнные квартеты (возможно, уже не первые), под номерами 1 — 6, ор. 1. Далее появляются новые сочинения этого типа. Всегр же в это время создано 18 струнных квартетов (ор. 1-3).
Первые квартеты имели различные наименования: квадро,   кассация,   серенада,   дивертисмент,   ноктюрн.

Цикл их был еще неустойчив — от трех до пяти частей (с двумя менуэтами, обрамляющими медленную часть). Связь с традициями бытового музицирования, столь распространенного в Вене, ясно ощущается в тематизме, в особенностях фактуры, очень скромной — мелодия скрипки на фоне гармонического сопровождения других инструментов; но уже здесь проявились особое богатство настроений, оригинальные приемы изложения, говорящие о творческой изобретательности молодого музыканта. Один из современников Гайдна, вспоминая о впечатлениях, вызванных этими произведениями, писал: "Уже его первые квартеты, ставшие известными около 1760 года, вызвали всеобщую сенсацию. Одни смеялись, забавляясь чрезвычайным простодушием и весельем, исходившим от этой музыки, другие вопили о низведении музыки до уровня шутовской забавы и о неслыханных октавах. Именно он первый ввел в квартет способ усиления мелодии октавой, он заставлял первую и вторую скрипку играть в октаву, что производит столь сильное действие в больших оркестрах, когда надо выразить глубокие чувства. Но скоро, несмотря на вопли, все привыкли к этой манере. В конце концов ей стали даже подражать"9. Помимо квартетов Гайдном были написаны несколько трио и шесть скерцандо для оркестра (1758). В этот же период созданы ранние клавирные сочинения.
Первые симфонии. К молодому музыканту приходит известность, а вместе с ней — предложение о службе. Граф Морцин, богемский аристократ (Богемия — область Чехии), по рекомендации покровителя Гайдна Фюрнберга приглашает композитора в свое имение Лукавец (около Плзеня). Оркестр графа, большого любителя музыки, был невелик, он включал от 12 до 16 музыкантов. Гайдну предложили должность композитора и капельмейстера.
Жалованье, бесплатная квартира и стол сняли материальные заботы Гайдна. Кроме того, он получил в свое распоряжение оркестр,  возможность слышать все,  что сочинял. Сравнительно малый состав капеллы определил творческую манеру Гайдна — экономную и ясную.
Служба у Морцина продолжалась два года (1759— 1760). Здесь создана первая симфония Гайдна, ре мажор, в трех частях. Безусловно, это было событие большого исторического и художественного значения: так началась история становления венской классической симфонии. Сочинение близко по духу и стилю мангеймским образцам, с которыми Гайдн мог познакомиться в графском архиве10.
Находясь на службе у Морцина, Гайдн женился, хотя одним из условий договора было холостяцкое положение музыкантов. Женой Гайдна стала старшая дочь придворного парикмахера — Анна Мария Келлер. Предполагали, что Гайдн был увлечен ее сестрой, но девушка по неизвестным причинам ушла в монастырь. Брак не был счастливым. Жена оказалась сварливой, ханжески набожной, абсолютно не способной оценить гениальное дарование мужа и хоть как-нибудь приблизиться к его духовному уровню. Через много лет супруги расстались.
Свою женитьбу Гайдн тщательно скрывал, опасаясь потерять службу. Но все разрешилось само собой: граф Морцин был вынужден распустить свою капеллу вследствие материальных затруднений. Гайдну предложили новое место — должность второго капельмейстера в капелле князя Пауля Антона Эстергази. С этого момента начинается новый период жизни и творчества, длящийся 30 лет, — период творческого расцвета, последовательного совершенствования.



ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)

Служба у князей Эстергази. Князья Эстергази — богатейший род, владевший огромными земельными угодьями, — издавна славились покровительством искусству. Начиная с середины XVII века при дворе Эстергази расцветает музыка. Пауль Антон, пригласивший Гайдна в капеллу, и его сын (брат?) Миклош I Великолепный, который наследовал состояние, были страстными поклонниками музыки. Князь Пауль Антон играл на скрипке и виолончели, коллекционировал партитуры, которые собирал во время своих многочисленных поездок за границу.
Руководил капеллой с 1728 года Грегор Йозеф Вер-нер, хороший, серьезный музыкант, композитор, тяготевший к строгому складу письма. Вернер оставил большое музыкальное наследие11. Рядом с Вернером Гайдн работал с 1760 по 1768 год. Старый мастер вначале не питал особого расположения к своему молодому помощнику, называя его "кропателем песенок", "модным шутом". Но потом стал лучше его понимать и постепенно доверил ему фактическое руководство капеллой. Гайдн, в свою очередь, относился к Вернеру с уважением и почтением; к тому же он немалому научился у композитора, исполняя его произведения. После его смерти Гайдн получил титул обер-капельмейстера и стал единоначальным руководителем капеллы.
К своим обязанностям Гайдн приступил в небольшом городке Эйзенштадте. Городок насчитывал едва пятьсот домов. Вокруг простирались холмы, виноградники, вдали виднелись горы. Над всем возвышался дворец Эстергази, окруженный роскошным парком. Дворец был очень вместителен, его отличали массивность и спокойное величие. Музыкальная жизнь в Эйзенштадте произвела на Гайдна впечатление старомодности. Инструментальная капелла была мала (три скрипача, один виолончелист, один контрабасист, один органист, исполнителей на духовых инструментах поставлял военный оркестр). К началу службы Гайдна состав капеллы был расширен (прибавились два гобоя, два фагота, две скрипки). В певческой группе числились два сопрано, альт, два тенора и бас. Такой малый состав налагал особые профессиональные обязательства на каждого члена коллектива; требовался высокий профессионализм, точность,  прекрасная выучка.  Все это достигалось ценой огромного труда.
Контракт с Гайдном был заключен в Вене 1 мая 1761 года. В нем 14 параграфов. Документ этот очень показателен для того времени — и с точки зрения содержания, и с точки зрения стиля.
"1. Светлейшему княжескому дому в Эйзенштадте много лет подряд преданно и верно служил капельмейстер по имени Грегориус Вернер; однако ныне, ввиду его преклонных лет и часто возникающего по этой причине нездоровья, он не в состоянии исправно нести свои обязанности, а посему, сохраняя за Грегориусом Вернером, из уважения к его долголетним заслугам, должность главного капельмейстера, дается ему в помошь Йозеф Гайдн, который будет исполнять обязанности вице-капельмейстера музыкальной капеллы. Он остается в полном подчинении у главного капельмейстера и в зависимости от него. Во всех других случаях, однако, когда надо готовить музыку и все, что относится к музыке, ответственность, в целом и в частности, возлагается на него, вице-капельмейстера.
2. Йозеф Гайдн рассматривается как чиновник двора и должен соответственно этому получать содержание. А посему его светлость питает к нему милостивейшее доверие и надеется, что он, как подобает  дорожащему  своей   честью  чиновнику  княжеского  двора,   будет вести себя пристойно и обращаться с подчиненными ему музыкантами не грубо, а сумеет проявлять к ним снисходительность и вежливость; что он будет скромным и честным; а главное, когда исполняется музыка в присутствии высоких господ, он, Йозеф Гайдн, а также все его подчиненные должны быть одеты по форме, и не только он, вице-капельмейстер, но и все лица, от него зависящие, обязаны являться опрятно одетыми, согласно данной ему инструкции, в белых чулках и белом белье, с напудренными париками, либо с косичками, либо с кошельками, но чтобы непременно выглядели одинаково.
3. Для этого ему, вице-капельмейстеру, отдаются в подчинение остальные музыканты; следовательно, он должен вести себя образцово, дабы подчиненные брали себе в пример его хорошие качества: для этого он, Йозеф Гайдн, должен избегать всяческой фамильярности, не есть и не пить с ними и вообще не водить с ними компанию, дабы не потерять таким образом надлежащего к себе уважения, а поддерживать его, ибо так он легче добьется необходимого послушания и не будет досаждать своим господам всяческими недоразумениями и несогласиями, какие могут вследствие этого возникнуть.
4. По первому приказанию его светлости, великого князя, он, вице-капельмейстер, обязуется сочинять любую музыку, какую пожелает его светлость, никому не показывать новых композиций, а тем более не разрешать никому их списывать, а хранить их единственно для его светлости и без ведома и милостивого разрешения его ни для кого ничего не сочинять.
6. Если все же среди музыкантов, вопреки ожиданиям, возникнут несогласия, споры и жалобы, он, вице-капельмейстер, должен, в зависимости от обстоятельств, улаживать их самостоятельно, а не досаждать господину всякими пустяками и мелкими дрязгами. Буде, однако же, произойдет нечто более важное, с чем сам Йозеф Гайдн не в силах справиться, он должен покорнейше доложить о том его светлости.
10. Впрочем, вряд ли является необходимым перечислять на бумаге его обязанности, поскольку его светлость и без того милости-вейше надеется, что он, Йозеф Гайдн, во всех случаях будет по собственному побуждению не только выполнять все вышеперечисленные обязанности, но и ко всем прочим приказаниям, которые он будет получать от своего светлейшего господина в будущем по разным поводам, отнесется внимательнейшим образом; что вверенную ему капеллу он поднимет на такую высоту и будет содержать ее в таком порядке, что заслужит себе этим почет и уважение и окажется достойным дальнейших княжеских милостей, что всецело зависит от его мастерства и усердия"12.
Итак, круг обязанностей вице-капельмейстера обширен и достаточно утомителен. Как известно, Гайдн прекрасно справился с ними, чему свидетельство тридцатилетняя служба у семьи Эстергази. Вероятно, и Гайдна во многом (естественно, не во всем) устраивала эта служба.
Композитору удалось сохранить и творческую самостоятельность, и человеческое достоинство. К нему относились с уважением все — и музыканты, и влиятельные господа. Одно из доказательств тому — известный инцидент, случившийся на репетиции в 1790-е годы: на критические замечания князя Эстергази Гайдн с достоинством ответил: "Ваша княжеская светлость, разбираться в этом — мое дело"13.
В старости Гайдн рассказывал своему биографу Гри-зингеру: "Я общался с императорами, королями, многими большими господами и слышал от них много лестного, но с такими персонами я не хотел бы быть на короткой ноге, мне милее люди моего состояния"14.
Несмотря на запрещение "показывать новые композиции кому-либо", а также их переписывать, сочинения Гайдна все же распространялись, вероятно, с помощью подкупленных переписчиков. С 1764 года произведения композитора   размножались   путем   гравирования   нот.
Издатели продавали их успешно, сам же композитор не получал ни гроша. Сочинять по заказу, как это требовалось от Гайдна, было обычным явлением того времени. Эта традиция сохранила свое значение и для Моцарта, и для Бетховена (хотя и в меньшей степени).
К преимуществам положения Гайдна следует отнести отсутствие постоянных забот о куске хлеба и крыше над головой.   Размеренность и  порядок были  основой каждодневного   существования.   Гайдн   редко   болел,   а огромная работоспособность сохранилась у композитора до преклонных лет. В его распоряжении был хороший оркестр,   исполнявший   все его   сочинения.   Конечно, композитору не хватало простора, творческой атмосферы,  общения  с  широким  кругом  музыкантов.   Князья редко    выезжали    в    Вену;    правда,    князь    Миклош (Николай)   каждую   зиму   проводил   в   столице.   Здесь Гайдн, обычно сопровождавший хозяина, завязывал разнообразные связи с музыкальным миром. Кроме того, в поместье   Эстергази   приезжали   знатные   гости,   члены императорской  семьи.   По  этому  поводу  устраивались пышные музыкальные празднества, для которых капельмейстером  сочинялась  новая  музыка.   Позже,   когда  к Гайдну пришла известность, в резиденцию (сначала Эй-зенштадт, а позже — в Эстергаз) приезжают многие музыканты,   чтобы лично  познакомиться  с  выдающимся композитором и выразить ему свое восхищение.



Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Творчество Гайдна обширно и чрезвычайно разнообразно по жанрам. Об этом красноречиво свидетельствует перечень произведений, созданных уже в первые годы службы у Эстергази: 3 симфонии, объединенные программным   замыслом   —    "Часы   дня"    (№   6—8): "Утро", "Полдень", "Вечер"; 6 военных пьес для княжеского духового оркестра; струнные трио; концерт для валторны; 4 маленькие оперы; инструментальный дивертисмент "Эхо"  (для 4-х скрипок и 2-х виолончелей); пастораль   "Ацис   и   Галатея"   (на   сюжет   по   "Метаморфозам"  Овидия),   написанная  в стиле  итальянской оперы seria. Всего же до 1765 года было написано более 30  симфоний   (до  31-й   включительно),   концерты  для различных инструментов, кассации, танцы, клавирные сонаты, камерные сочинения, кантаты.
В 1770-е годы состав капеллы достигает 20 и более человек. (Среди новых членов — выдающийся виртуоз, скрипач Луиджи Томазини.) Миклош Эстергази всячески поощрял развитие самой разнообразной музыки. Князь с особой любовью относился к баритону — разновидности виолы, снабженной резонирующими металлическими струнами, расположенными под грифом. Этим пристрастием объясняется большое количество пьес для этого инструмента (или с его участием), написанных Гайдном в 1770-е годы (трио, дуэты, два концерта для баритона со струнными и пр.). Много произведений создает Гайдн для княжеской церкви. Среди них — Большая месса ми-бемоль мажор.
Середина 1760-х годов — начало широкой известности Гайдна не только в Австрии, но и за ее пределами. В Париже были изданы струнные квартеты, затем симфония. В Англии имя Гайдна упоминается в газетах; в Лейпциге — в каталогах издательской фирмы Брейт-копф. В одной из газет, в статье под названием "О венском вкусе в музыке" сообщается: "Господин Йозеф Гайдн — любимец нации; его мягкий характер запечатлен в каждом его сочинении. Его композициям присущи красота, стройность, чистота, тонкая и благородная простота... Он первый применил монодический склад, и нельзя отказать его голосоведению в приятности"15.



Жизнь в Эстергазе.
В 1770-е годы меняется резиденция князя, а следовательно, и место жительства Гайдна; с 1764 года, после поездки князя Миклоша в Париж и посещения Версаля, начинается строительство нового дворца в одном из имений у Нейзидлерского озера (Эстергаз). Здесь воздвигается роскошный дворец в стиле позднего барокко. "Садовое искусство... будто по волшебству, создало в этой пустыне уголок с фонтанами, храмами, китайскими пагодами, эрмитажами, розариями и лабиринтом аллей"16. Дворец содержал замечательные образцы   изобразительного   и   прикладного   искусства,
библиотеку на 8000 томов. Именитые гости, известные музыканты постоянно посещали поместье. В парке было два театра, один — для оперных и драматических представлений, другой — для марионеток. Оперы, концерты, балеты, драматические спектакли чередовались с маскарадами, иллюминациями, охотой; все это также сопровождалось музыкой. Ставились и значительные, серьезные произведения — пьесы Шекспира, Лессинга, Гёте. Переезд в Эстергаз знаменует новый этап жизни Гайдна, отличающийся еще большим, чем прежде, размахом, разнообразием, напряженностью творческих поисков. Однако серьезных изменений, тем более потрясений в жизни Гайдна не происходит. Внешне сохраняется все тот же умеренный и строгий порядок быта, организованность и постоянство творческой работы.
Музыка для театра. Оперы. С переездом в Эстергаз заметно возрастает роль театральной музыки в творчестве Гайдна, так как театральные представления во время пребывания князя в поместье давались ежедневно, из них оперные — два раза в неделю. В оперной труппе состояли в основном итальянские певцы; исполнение всех оперных сочинений шло на итальянском языке. Гайдн вел огромную работу как оперный постановщик и дирижер. Он поставил около 90 итальянских опер. Слава оперного и марионеточного театра, для которого Гайдн также писал музыку ("Филемон и Бавкида", "Шабаш ведьм", "Покинутая Дидона" и др. ), привлекала в поместье именитых зрителей. А однажды императрица Ма-рия-Терезия пригласила всю труппу театра марионеток в свой замок Шёнбрунн.
Среди опер Гайдна (а их более десятка) — "Певица", "Аптекарь", "Роланд-паладин", "Армида", "Душа философа" ("Орфей и Эвридика") и т. д. Гайдн, мечтавший о поездке в Италию, но так и не осуществивший этой мечты, прекрасно владел стилем как оперы seria, так и оперы buffa. Все же именно комическая опера более органична для Гайдна: в этом жанре были созданы замечательные сочинения, полные прелестной живости, обаяния, остроумия. Исполнение в Вене в 1770 году княжеской капеллой оперы Гайдна "Аптекарь" вызвало
хвалебную рецензию: «...в исполнении камерных виртуозов князя Эстергази был представлен сочиненный капельмейстером князя Эстергази, господином Гайдном зингшпиль под названием "Аптекарь"... Он имел огромный успех, коим обязан упомянутому господину капельмейстеру Гайдну, чей выдающийся талант достаточно известен всем любителям музыки...»17. Но при всей изобретательности и мастерстве композитора, все же его оперы носили более традиционный характер в свете тех принципиальных реформ, которыми отмечено современное ему оперное творчество Глюка.



Другие произведения 1770-х годов.
Одновременно с работой над оперой не иссякает поток инструментальной, симфонической, духовной музыки. Нередко появляются произведения с ярко выраженным драматическим содержанием. Среди них — "Stabat Mater" ("Мать скорбящая стояла") — духовное сочинение, хоровая кантата с сопровождением органа и оркестра. В ней много прекрасных лирических эпизодов; некоторые из них заставляют вспомнить "Lacrymosa" из Реквиема Моцарта.
Сгущение лирической напряженности, возрастающая роль минорности проявляются в новых симфониях. Особое место принадлежит симфонии фа-диез минор, № 45, получившей название "Прощальная" ("Симфония со свечами"). В ней наиболее глубоко выражены скорбно-лирические, порывисто-драматические настроения музыки Гайдна этого времени.
Выразительная патетическая манера, определяющая многие сочинения Гайдна 1770-х годов, является следствием не только субъективной эволюции его творчества, но и отражением тех веяний в общественной жизни, литературе, искусстве, которые определяются понятием "Sturm und Drang".
Большую часть наследия Гайдна конца 1760-х и начала 1770-х годов составляют струнные квартеты и фортепианные сонаты.
Квартеты ор. 9 сочинялись для скрипача Луиджи Томазини, служившего вместе с Гайдном, Этим объясняется особая, солирующая роль скрипки, партия которой изобилует виртуозными фигурациями, отличается певучестью и исключительным правом ведения мелодии. В то же время чисто ансамблевые задачи никогда не теряют интереса и значения для Гайдна, как в этих, так и более поздних квартетах — ор. 17 и 20 (так называемые "Солнечные", названные по рисунку на титульном листе старинного издания). Самостоятельность инструментов, фактурное разнообразие становятся здесь все более смелыми. Выразительный, яркий тематизм квартетов выявляется и в первых, и в медленных частях; часто обнаруживаются фольклорные источники (венгерского, цыганского,    хорватского    происхождения).    Гармонический стиль квартетов поражает остротой, красочностью, напряженностью. Некоторые квартеты написаны в минорных тональностях. Как и в симфониях, большую роль в квартетах  играют  полифонические   приемы   и   формы, вплоть до финальной фуги (ор. 20, № 5).
Фортепианная соната издавна увлекала Гайдна. Среди любимых сочинений молодого композитора, напомним, были сонаты Ф. Э. Баха (в подражании которому Гайдна даже обвиняли). Историческая роль сонатного творчества Гайдна аналогична его симфоническому и квартетному творчеству, здесь закладывается фундамент, классические основы жанра. В сонатах шла та же работа над тематизмом, сонатным allegro, циклом и принципами развития, которая характерна для всего инструментального творчества Гайдна. Среди сонат 1770-х годов находятся такие образцы классической сонаты, как соната ре мажор, № 50. Проникновением характерной для этого времени лирико-драматической образности отмечена соната до минор, № ЗЗ18.



Европейская известность.
Середина 1770-х и 1780-е годы — последние полтора десятилетия службы Гайдна у Эстергази. В это время искусство Гайдна завоевывает все более широкое признание в музыкальной среде. Постоянно существует творческий контакт с Веной. Издательство Артариа начало регулярное печатание произведений Гайдна. В 1778 году выпускается в свет биографический справочник "Ученая Австрия", где собраны сведения и о Гайдне. На вопросы издателя Гайдн ответил небольшим посланием ("Estoras"19 6 июля 1776 года), ставшим основой    автобиографии    композитора.    Однако    венскому "Обществу музыкантов", к которому Гайдн обратился в 1775 году с просьбой о приеме, пришлось отказать ему в этом. Дело в том, что от композитора требовали письменного обязательства написать для концертов ораторию, кантату, симфонию или хор. Такого обязательства Гайдн дать не мог, будучи связан договором, запрещавшим Гайдну писать или передавать свои сочинения кому-либо.   В   конце   концов   недоразумение   уладилось. Гайдн стал членом Общества, но лишь в 1797 году.
Повсеместно расширяющийся интерес к творчеству Гайдна захватил различные страны Европы. Придворный композитор испанского короля Карла III Луиджи Бокке-рини очень ценил Гайдна и много сделал для знакомства испанцев  с  его  музыкой.   Высоко  ценили   Гайдна  во Франции. В 1779 году были исполнены симфонии Гайдна, а в  1784 к композитору обратились руководители концертных организаций Парижа с предложением написать для них шесть симфоний, что Гайдн и сделал. Симфонии награвировали в Париже. Вошедшие в историю под названием Парижских, они ознаменовали одну из вершин симфонического творчества композитора.
С 1765 года Гайдна начали исполнять в Англии. Наконец произведения композитора, почти безвыездно находящегося в поместье Эстергази, вышли за пределы Европы: в 1782 году в Нью-Йорке были исполнены две симфонии венского маэстро.



Друзья и ученики.
В конце 1770-х годов в жизни Гайдна появилось немало новых привязанностей. Это, во-первых, чета Польцелли (муж — скрипач, жена — певица). Большими друзьями Гайдна стали супруги фон Генцингер. Петер Леопольд фон Генцингер выполнял обязанности лейб-медика при князе Эстергази. Марианна, супруга врача, любила искусство, музыку, прекрасно
19 Estoras — старинное название поместья Эстергази.
играла на фортепиано. Композитор часто посещал своих друзей в Вене, вел оживленную переписку с Марианной (в том числе из Лондона), посвятил ей сонату ми-бемоль мажор для фортепиано (№ 59). В лице супругов Генцин-гер Гайдн нашел чутких, восторженных почитателей его музыки.
Были у Гайдна и ученики. Как это тогда было принято, Гайдн брал их к себе в дом и не только обучал, но и кормил. Наиболее известный ученик — Игнац Йозеф Плейель, живший в доме Гайдна с 1772 по 1777 год, стал в будущем крупным композитором. Плейель основал в Париже музыкальное издательство, а затем и известную фабрику фортепиано. Всю свою жизнь Плейель хранил привязанность и любовь к своему учителю.



Гайдн и Моцарт.
Волнующим, значительным событием в жизни Гайдна 1780-х годов было сближение с молодым Моцартом. Великие музыканты испытывали друг к другу искреннее уважение и любовь. Их личное знакомство относится приблизительно к 1781 году. Моцарт много раз подчеркивал свое восхищение музыкой старшего коллеги. Слова: "Я впервые научился от Гайдна, как надо писать квартеты" — приводятся во многих монографиях, а имя "папа Гайдн" — дань не только профессиональной, но и человеческой привязанности. Однажды один из музыкантов заявил по поводу квартетов Гайдна: "Я бы так не написал", на что Моцарт ответил: "Я тоже. Но знаете почему? Потому что ни вам, ни мне до этого бы не додуматься"20. В обращении, которым открываются посвященные Гайдну квартеты, Моцарт пишет: "Дорогому моему другу Гайдну!.. Прими их и, руководствуясь добротой своей, будь им отцом, наставником и другом!.."21. Гайдн считал Моцарта величайшим из композиторов. Он часто и во всеуслышание говорил о влиянии инструментальной и оперной музыки Моцарта на свое творчество. После постановки в Вене оперы Моцарта "Дон-Жуан" Гайдн заявил: "Моцарт — величайший, композитор, какого сейчас имеет мир"22.



Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
В творчестве этого периода следует выделить работу Гайдна над ораторией "Возвращение Товия", созданной в 1775 году. Это светская оратория — предшественница будущих знаменитых сочинений Гайдна в этом жанре. Исполнялась оратория под управлением самого композитора. В оратории чередуются хоры, развернутые арии, речитативы; ощутимо влияние драматического театрального начала.
В 1785 году возникло одно из самых своеобразных, очень глубоких по эмоциональной выразительности сочинений Гайдна — "Семь слов нашего Спасителя на кресте". Гайдн получил заказ из Кадикса (Испания) на создание музыки, предназначенной для церковного обряда. Произведение представляло собой семь Adagio для оркестра; каждому из них предшествовал речитатив баса; все завершалось симфонической картиной землетрясения. Впоследствии Гайдн переложил "Семь слов" для струнного квартета (ре минор), а еще позже, в 1790-х годах переработал в ораторию.
Ежегодно появляются новые оперы. Последняя из написанных для театра Эстергази — опера seria "Ap-мида"(1784). Сочиняет Гайдн и отдельные арии, чаще всего как вставные номера для опер других композиторов (Сальери, Мартини, Траэтты). Нередко они трактовались как разновидность сольной кантаты. Еще одним видом вокальной музыки Гайдна стали песни. Первые 12 появились, вероятно, в 1781 году. Конечно, песня не заняла в творчестве Гайдна (и венских классиков вообще) того положения, которое ей было уготовано впоследствии у романтиков. Однако сам факт работы над этим жанром имеет принципиальный интерес. Непосредственность, обаятельная простота мелодии, формы — отражение бытовых, народных истоков жанра, его демократической природы. Песни Гайдна разнообразны по характеру. Среди них есть юмористические, сатирические ("Похвала лени"); лирические, раскрывающие самые различные душевные состояния ("Отчаяние", "Верность"), и даже типично романтическая тема странничества возникает в песнях Гайдна ("Странник")!
Как и ранее, к числу наиболее значительных сочинений Гайдна 1780-х годов принадлежат квартеты. В 1781 году появились 6 квартетов ор. 33, посвященных русскому великому князю Павлу, вследствие чего и названные "русскими". Сам композитор отмечал, что эти квартеты сочинены в "новой, особой манере". В "русских" квартетах развиваются достижения гайднов-ского стиля 1770-х годов: углубляются черты драматической патетики, вырастает мелодическая яркость и выразительность, техника тематической разработки. Устанавливается полное равноправие всех инструментов (отказ от "гегемонии" первой скрипки). Менуэт заменен новой частью — Scherzando; усложняется форма (особенно рондо) и гармония. Через несколько лет работа над квартетами была продолжена. В середине 1780-х годов (предположительно к 1784 году) созданы 6 квартетов ор. 50 ("прусские", посвященные королю Фридриху Вильгельму II). Затем появились сочинения ор. 54 и 55; наконец, 6 квартетов ор. 64 (посвященных коммерсанту Иоганну Тосту). Во всех этих сочинениях продолжала совершенствоваться квартетная техника. Облик каждого произведения становится все более индивидуальным. Один из квартетов ор. 64 получил название "Жаворонок" благодаря элементам звукописи — имитации птичьего щебета и пения в самом начале квартета (staccati с паузами, оригинальное скрипичное solo; обилие форшлагов во всех частях квартета и т. д.). Немало "романтических" деталей рассыпано в гармонии, тональных сопоставлениях, мелодике.
Продолжается плодотворная работа и над фортепианной сонатой. Интересны также опыты Гайдна в жанре инструментального концерта, к которому композитор обращался и ранее (концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром). В середине 1780-х годов появилось сразу несколько произведений этого вида: кла-вирный концерт ре мажор (№ 11), концерт для виолончели ре мажор (возможно, написанный для виолончелиста Крафта, служащего в капелле Эстергази, ученика Гайдна). Оба сочинения принадлежат к числу замечательных произведений концертной музыки XVIII века.
Постоянно работал Гайдн над музыкой для танцев. Это было и в юности, и в период многолетней службы у Эстергази. Гайдн писал менуэты, аллеманды, другие танцы. В 1780-е и 1790-е годы появилось много публикаций такого рода. Вершиной же этого периода стало создание уже упомянутых Парижских симфоний (№ 82— 87): в них раскрылось зрелое, совершенное симфоническое мышление композитора во всех аспектах — в драматургии цикла, методах развития, тематизме, оркестровке. Тенденции "стройности и совершенства" (по выражению Ю. А. Кремлева) возобладали над эмоциями "Бури и натиска".
Из последующих за Парижскими симфоний, созданных до 1792 года, наиболее значительной является "Оксфордская", № 92, соль мажор (это сочинение исполнялось при присуждении Гайдну звания доктора музыки в Оксфордском университете, вследствие чего и возникло ее наименование). Очень интересна также "Детская" симфония для особого состава инструментов: трещотка, барабан, свисток, треугольник соединяются с двумя скрипками и контрабасом23.
Все эти годы Гайдн работал с огромным напряжением. Он создавал произведения не только для своей капеллы, но и по заказам от концертных организаций и коронованных особ европейских государств.
Хотя отношение к композитору со стороны его хозяев было уважительным, а жалованье достаточно щедрым, Гайдна все больше тяготила зависимость, ограниченность общения, вынужденное прозябание в провинции, вдали от Вены.
В сентябре 1790 года умер князь Миклош I Великолепный, оставив по завещанию своему капельмейстеру значительную пенсию. Новый владелец поместья, князь Антон, не имел особой склонности к музыке. Он распустил капеллу, оставив только скрипача Луиджи Томазини и самого Иозефа Гайдна, назначив ему помимо пенсии ежегодное жалованье. Гайдн должен был по-прежнему именоваться капельмейстером князя Эстергази, но мог
23 Есть предположение, что симфония написана отцом Моцарта — Леопольдом.
распоряжаться своим временем и собой по собственному желанию. От постоянной службы Гайдн был фактически освобожден.


НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА
Перемены. Приглашение в Англию.


Гайдн немедленно переезжает в Вену. Здесь живет Моцарт, вскоре приедет юный Бетховен. Здесь были друзья, музыканты, постоянного общения с которыми так не хватало Гайдну в Эйзенштадте и Эстергазе. Композитор поселился в тихом небольшом домике у своего друга Иоганна Гам-берга. Он не был склонен связывать себя новыми служебными обязанностями: отказался от службы в Неаполе (при дворе короля Фердинанда IV), от предложения графа Антона Грассельковича. Однако одно из предложений оказалось настолько привлекательным, что старый композитор пересмотрел свои планы и уже в декабре 1790 года покинул Вену. Его путь лежал через море — в Англию.
Первые приглашения из Англии Гайдн получил еще в 1780-е годы. Теперь, когда Гайдн получил полную независимость, настойчивые приглашения возобновились. Особенно активен был Иоганн Петер Саломон — "скрипач, концертмейстер и концертный предприниматель"24, уроженец Бонна, давно обосновавшийся в Англии. Он лично явился к Гайдну, выехав из Лондона, как только стало известно о смерти старого князя Эстергази. Гайдн подписал контракт, по которому обязывался написать оперу, 6 симфоний и 20 других сочинений; предполагалась также серия концертных выступлений. Опасения, вызванные сложностью столь дальнего путешествия для немолодого уже композитора, были отодвинуты желанием увидеть новые края, новых людей, жаждой новых художественных впечатлений. Многие отговаривали Гайдна от поездки, среди них — Моцарт. "Папа! Ведь у Вас нет воспитания для большого света, и Вы плохо знаете языки", — говорил Моцарт, на что Гайдн ответил: "О! мой язык понимают во всем мире"25. Перед отъездом Гайдн закончил ряд сочинений: 8 ноктюрнов (для инструментального ансамбля), вариации до мажор для фортепиано, две песни — "Прощальную песню", посвященную Марианне фон Генцингер, и еще одну — "Я ничего не желаю на этой земле" он написал 14 декабря.
Итак, 15 декабря 1790 года Гайдн выехал из Вены вместе с Саломоном. Путь лежал через Мюнхен, где Гайдн познакомился с мангеймским музыкантом Кристианом Каннабихом; далее — Бонн. Здесь в честь приезда композитора была исполнена его месса. Здесь же произошла первая встреча Гайдна с Бетховеном. Затем — Брюссель, и наконец — порт Кале, откуда рано утром 1 января 1791 года Гайдн отплыл, пересек Ла-Манш и высадился в Дувре.


Лондон.
Жизнь в Лондоне наполнилась многочисленными  визитами,   приглашениями.   Гайдна  приняли очень радушно. В газетах его имя упоминается постоянно.  Множество людей  хотят лично познакомиться со знаменитым композитором. Гайдна радовало такое общественное признание, но оно было и достаточно утомительным. Не без юмора описывает он чествование на одном из любительских концертов: устроитель "под общие рукоплескания провел меня через зал вперед к оркестру, а там все вытаращили глаза и наделили меня бесконечным    числом    английских    комплиментов"26. Гайдн посещает придворные балы, торжественные собрания разнообразных музыкальных любительских обществ и т. д.  В Лондоне композитор познакомился с известным   английским   историком   музыки   Чарльзом Бёрни.
Гайдна поразила музыкальная жизнь Лондона — своей интенсивностью и демократическим характером. В Лондоне существовало множество концертных организаций, созданных на коммерческой основе. Одновременно действовали "Профессиональные концерты", руководимые В. Крамером27, и "Концерты старинной музыки", хоровые общества, организации, поддерживающие музыкантов (например, "Королевское общество музыкантов Великобритании"). Постоянно происходили концерты —"академии", как их называли; в театрах исполнялись оратории. Много концертов организовывалось в лондонских парках. Все это венчали фестивали генде-левской музыки в Вестминстерском аббатстве. В связи с подобным размахом концертной жизни необычайно разрастался состав лондонских оркестров. Например, в оркестре "Оперных концертов" было 60 исполнителей, а в Генделевских торжествах число участников превышало 500 человек.
Сам того не желая, Гайдн оказался центральной фигурой в конкурентной борьбе, которая развернулась между концертным предприятием Саломона и "Профессиональными концертами" Крамера (в свою очередь приглашавшего Гайдна в Лондон). Первыми в "спор" вступили музыканты Крамера, исполнившие на своем концерте симфонию Гайдна. На концерте Саломона, состоявшемся несколько позже, среди других произведений исполнялась и новая симфония Гайдна, первая из его Лондонских.
Успех был большим и нарастал с каждым новым выступлением. Концерты устраивались обычно по пятницам, в 8 часов вечера и выливались в крупное общественное событие. Гайдна публика встречала аплодисментами, что было совершенно неожиданным и новым для композитора, привыкшего к строгой торжественности аристократических концертов в Эстергази и Вене.
Параллельно с концертными выступлениями Гайдн работал над сочинениями, предписанными контрактом.
В 1791 году была написана последняя опера Гайдна — "Душа философа", на итальянский текст, в основу которого положен миф об Орфее. Опера заканчивается трагически — Эвридика остается в царстве теней, а Орфей выпивает напиток смерти.   В опере много хоров; очевидно, здесь сказалось пребывание в Англии, стране с высочайшей культурой хорового пения, и, конечно, влияние музыки Генделя.
Летом   1791   года состоялось торжественное  событие — Гайдн посетил Оксфорд и был возведен в сан доктора музыки, чему немало способствовал Чарльз Бёрни, высоко чтивший  Гайдна. Торжества длились три дня. Исполнялись многие произведения композитора, в том числе   симфония   №   92,   получившая   здесь   название "Оксфордской". В память об этих событиях Гайдн сочинил и преподнес Оксфордскому университету трехголосный канон на слова: "Прекрасен голос твой, гармония". Сильнейшее потрясение пережил Гайдн на фестивале музыки Генделя, последнем таком фестивале в XVIII столетии. Концерты состоялись летом 1791 года в Вестминстерском аббатстве. Участвовало более 1000 исполнителей. Оратории "Израиль в Египте", "Мессия", отрывки из "Эсфири", "Саула", "Иуды Маккавея", инструментальные сочинения составили впечатляющую панораму   генделевской   музыки.   Громадный   готический собор с колоннами, цветными витражами и скульптурами был заполнен публикой, включая королевский двор. В последнем концерте при звуках "Аллилуйя" (хор из оратории "Мессия") все присутствующие поднялись со своих мест.   Со слезами  на глазах  Гайдн  воскликнул: "Он — учитель для нас всех!"28.
Новый концертный сезон (осень 1791) ознаменовался новым этапом соперничества двух ведущих концертных организаций Лондона. В эту закулисную борьбу включается и пресса. В газетах обсуждается "творческая немощь" композитора, высказываются соображения об "исчерпанности" и т. д. Более того, в Лондон приглашается Игнац Плейель, бывший ученик Гайдна, для руководства и выступлений в "Профессиональных концертах". Результат, однако, был самым неожиданным. Плейель выказывает Гайдну полное уважение. На первом же концерте он исполняет симфонию своего учителя. Возобновивший концерты Саломон, в свою очередь, (В. Крамер (1745—1799) — немецкий скрипач, дирижер, работал в Мангейме и Лондоне, отец известного пианиста и композитора И. Б. Крамера.) первым номером программы ставит симфонию Плейеля. Старший мастер (то есть Гайдн), следуя контракту и просьбам своего импресарио, сочиняет одну симфонию за другой, опровергая все враждебные и недоброжелательные слухи. Концерты с участием Гайдна имели огромный успех, а последний был даже повторен. Помимо симфоний на концертах исполнялись также инструментальные сочинения (сонаты, дивертисменты, ноктюрны) и вокальный квартет "Буря" на слова английского поэта Джона Уолкота.
Пребывание в Лондоне было омрачено известием о смерти Моцарта. "Я по-детски радуюсь мыслям о возвращении домой, чтобы обнять моих добрых друзей, но жалею только об отсутствии великого Моцарта... Потомство и за 100 лет не обретет вновь такого таланта".
В конце июня 1792 года Гайдн возвратился в Австрию, заехав по пути в Бонн. В Вену композитор прибыл в июле 1792 года. В честь его приезда была устроена "академия", но в целом Вена не слишком отреагировала на возвращение великого музыканта.
Приехавший в это время в Вену Бетховен начал брать уроки у Гайдна. Однако особого творческого взаимопонимания не возникло (новизна замыслов молодого композитора не во всем могла быть понятна Гайдну) и занятия вскоре прекратились. Несмотря на это, Бетховен продолжал навещать Гайдна, высоко ценя талант великого музыканта.
Едва пережив Моцарта, Гайдн испытал новое потрясение: умерла Марианна фон Генцингер, близкий друг, тонкая ценительница музыки композитора. Тем не менее своим чередом шли домашние хлопоты: покупка нового дома, на которой настаивала жена Гайдна, наконец совершилась. В пригороде Вены было приобретено одноэтажное здание с садом. Начались переделки, законченные лишь в 1794 году. Среди сочинений этого времени — цикл из 12 немецких танцев и 12 менуэтов; 6 квартетов (ор. 71 и 74), вариации для фортепиано (фа минор).

Приближалась вторая поездка Гайдна в Англию, был вновь заключен контракт с Саломоном. На этот раз пришлось преодолеть сопротивление князя Антона, не хотевшего отпускать композитора вторично. Потребовалось немало усилий, чтобы убедить князя. В январе 1794 года Гайдн снова отправляется в Лондон.



Вторая поездка в Лондон.

В Лондоне Гайдн убедился, что его не забыли: прием был прекрасным. Успех рос от концерта к концерту. Конкуренции на этот раз не было:  "Профессиональные концерты" к тому времени прекратили существование. А в январе 1795 года и Са-ломон поразил Лондон сообщением, что более не будет продолжать свои концерты, так как меняет род деятельности и открывает школу. Саломон стал участвовать как солист в "Оперных концертах" Виотти в Королевском театре30. Гайдн, Клементи и ряд других музыкантов обязались написать для этих концертов новые сочинения. Именно для "Оперных концертов" написаны три последние Лондонские симфонии — №  102,  103 (с тремоло литавр) и 104. Кроме того, много музыки создано для домашнего музицирования. Это обработки шотландских и уэльских песен (445!), трио для двух флейт и виолончели, каноны "Десять заповедей господних", три последние фортепианные сонаты.
Композитор много путешествовал. Он посетил курорт Бат, города Бристоль, Винчестер, Портсмут. В дневнике, который Гайдн вел в Англии, подробно описаны разнообразные впечатления композитора и от посещения порта, осмотра военных кораблей, и от большого пожара, который довелось увидеть Гайдну, от посещения театра Хаймаркет, где он услышал два шотландских зингшпиля, от прекрасной игры на фортепиано юного Джона Фильда и т. д.
Гайдном заинтересовался королевский двор. Об одном посещении двора он записал в дневнике: "Давали мою старую симфонию, которую я сопровождал на клавире, затем квартет; после этого меня заставили петь
30 Дж. Б. Виотги (1755—1824) — выдающийся итальянский скрипач, композитор, педагог. Подолгу жил в Париже, Лондоне.
немецкие и английские песни"31. Король Георг III настойчиво уговаривал Гайдна остаться в Англии навсегда, на что композитор ответил почтительным, но решительным отказом, сославшись на привязанность к дому князя, а главное — к родине. В августе 1795 года Гайдн покинул Лондон навсегда.
Творческие итоги лондонского периода грандиозны и в количественном и в качественном отношении. Сводный список произведений этого времени насчитывает около 300 названий. Это симфонии, оперы, квартеты, сонаты, песни, марши, дивертисменты, танцы и т. д. Вершиной этой пирамиды являются, безусловно, 12 симг фоний: здесь симфонический стиль Гайдна достиг наибольшего совершенства.



ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Гайдн в Вене. Вена на этот раз встретила его с большим вниманием. Гайдн возвратился всемирно известным, а Вена любила своих знаменитостей.
Осенью 1795 года Гайдн по приглашению графа Гарраха отправился в Рорау, свою родную деревню. Здесь был воздвигнут монумент в его честь. Через много лет Гайдн вернулся в отчий дом: "Он опустился на колени и припал к порогу", — пишет Л. Новак в своей книге о Гайдне32.
Последний при жизни композитора владелец Эстер-гази князь Миклош II оказался страстным поклонником искусства. Музыке вновь было отведено почетное место, и Гайдна призвали на службу. Правда, деятельность старого композитора была скромной. Он время от времени приезжал в Эйзенштадт, а для Эстергаза сочинял преимущественно мессы — периодически, почти каждый год. Среди них — месса "С ударом литавр", "Свят, свят", мессы "Нельсон", "Терезия" и т. д. В этих сочинениях проявляется влияние творчества Генделя; техника вокального и хорового письма достигла поразительной виртуозности. Духовная форма не мешала Гайдну воплотить гражданское содержание. Так, мессы "С ударом литавр" и "Нельсон" отразили впечатления от военных событий того времени — войны Австрии с Наполеоном, а также победы английского адмирала Нельсона над французами при Абукире.
В Вене в декабре 1795 года состоялся концерт, на котором исполнялись три новые для Вены симфонии Гайдна (из Лондонских). Примечательно, что в концерте принимал участие Бетховен, сыгравший один из своих концертов для фортепиано.
В 1797 году Гайдн поселился в своем собственном домике в предместье Вены Гумпендорфе.
Жизнь старого музыканта была наполнена постоянным трудом. Работа над новыми сочинениями чередовалась с издательскими делами, занятиями с учениками, концертами, встречами с друзьями, приемом многочисленных посетителей, навешавших Гайдна, чтобы засвидетельствовать ему свое восхищение. Восемнадцатилетним  юношей   приехал   в дом   Гайдна  Сигизмунд  фон Нейкомм и остался с Гайдном до самой смерти композитора, вместе с верным секретарем, другом, переписчиком сочинений Эльслером. Нейкомм высоко чтил композитора и после смерти Гайдна немало способствовал распространению его музыки не только в Европе, но и в Бразилии   (Нейкомм   много   путешествовал).   Знатные венские вельможи, покровительствующие развитию искусств,  способствовали  созданию  новых  произведений Гайдна или исполнению его сочинений. Среди них — князья   Лобковиц,   Кинский,   Лихновский,   с   именами которых будет связана и жизнь Бетховена.
Продолжали  укрепляться  связи  с  издателями:   несколько  издательств предложили  издание  полного собрания его сочинений.  Осуществило эту задачу лишь издательство Брейткопф. Уже в 1800 году начало выходить   первое   издание   собрания,   за   семь   лет   вышло 12 томов.   Появляются работы о  Гайдне.   В   1810  году вышла первая печатная биография композитора (ее автор — Гризингер) — "Биографические заметки об Йозе-фе Гайдне". В том же 1810 году в Вене художник Христоф Дис публикует книгу "Биографические сведения об Йозефе Гайдне, записанные и изданные с его слов".
Множество почестей и знаков внимания выпало на последние годы жизни Гайдна. В 1797 году венская Ассоциация композиторов избрала его своим членом. Известный французский композитор Л. Керубини, юный К. М. Вебер навестили Гайдна в его доме. В 1790 году вместе со своим другом И. Г. Альбрехтсбергером (у которого занимался Бетховен) Гайдн стал членом шведской Королевской Музыкальной академии. Из Парижа братья Эрар прислали рояль своей фирмы. Плейель, перешедший во французское подданство, предпринял издание ряда сочинений Гайдна. Затем Гайдн был избран иностранным членом Национальной академии наук и искусств Франции. В 1804 году Гайдн стал почетным гражданином Вены, а в 1808 году Филармоническое общество в Петербурге избрало Гайдна почетным членом и прислало композитору медаль, выбитую в его честь.
Оратории и квартеты. Творческая энергия Гайдна после приезда из Англии не иссякала. Самым поразительным творческим итогом последних лет жизни Гайдна стало создание двух светских ораторий — "Сотворение мира" и "Времена года". Появлению этих сочинений немало способствовала поездка в Лондон, впечатления, полученные от генделевских ораторий. Еще в Англии Гайдн получил от Питера Саломона рукопись малоизвестного английского поэта Лидли, переработавшего сюжет поэмы Мильтона "Потерянный рай". В Вене английский текст был переведен на немецкий язык известным почитателем музыки, префектом королевской придворной библиотеки бароном Г. ван Свитеном. В двух первых частях оратории повествуется о возникновении мира по воле Бога; третья часть — рассказ о жизни Адама и Евы в раю. Музыка оратории проста и выразительна. Композитором воспевается жизнь Вселенной и жизнь Земли; прославляются идеалы семьи, любви, взаимопонимания между людьми. Арии, хоры, речитативы, ансамбли вытекают один из другого; очень велика и выразительна роль оркестра, живописующего ряд конкретных изобразительных моментов: щебет птиц, пение жаворонка, песнь соловья, воркование голубков (№ 15), рык льва, повадку тигра, легкость прыжка оленя (№ 21); все это в некоторой мере напоминает живописные подробности оратории Генделя "Израиль в Египте". Вновь, как и в первых симфониях, Гайдн обнаруживает красочность оркестрового мышления и явные тенденции программно-романтического характера. Так, вступление к оратории — "Представление о хаосе" — музыкальная картина, поразившая современников своей смелостью.
Оратория имела огромный успех. Первое исполнение состоялось в апреле 1798 года во дворце Шварценберга в Вене. Дирижировал сам Гайдн, а за фортепиано сидел А. Сальери. Затем состоялось публичное исполнение (март 1799 года) и началось широкое распространение этого произведения во многих странах. Очень высоко ценили его в России. А. Н. Серов, замечательный русский критик и композитор, писал своему другу В. В. Стасову: "Что за гигантское создание — эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, — это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом quelle energie, quelle simplicite, quelle grace naive (какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!) — это решительно выше всякого сравнения"33. А вот что писал Стасов в 1847 году: "Сотворение мира" "...все проникнуто той необыкновенною красотою, которой никто не в состоянии противиться; у ней, конечно, есть недостатки в самой концепции... много наивностей... нынче бы все это сделали иначе, полнее, лучше... зато не нашли бы сил для той обаятельной красоты, которая охватила все произведение..."34.
Появлению второй оратории — "Времена года" в немалой степени способствовал успех первой. Биограф Гайдна Гризингер сообщает: «Необычайный успех, который повсюду имела оратория "Сотворение", побудил барона ван Свитена взяться за обработку поэмы "Времена года" Томсона с тем, чтобы Гайдн положил ее на музыку"35. Описание времен года, жизни крестьян дало основу для раскрытия глубокой философской концепции: неизменен круговорот природы; неизменны фазы жизни и смерти для каждого человека; но вечна и прекрасна жизнь народа, человечества... Оратория была закончена в 1801 году. Ее исполнение состоялось вновь во дворце князя Шварценберга. Напряжение сказалось на здоровье старого композитора. Появились мысли о скорой смерти, и Гайдн составляет завещание. Однако творческое воображение еще не покинуло его. Гайдн сочиняет новые песни, каноны, мессу "Сотворение мира". Особое место принадлежит здесь квартетам.
6 квартетов ор. 76, посвященных графу Й. Эрдёди (№ 75—80), завершают работу Гайдна над жанром. Чарльз Бёрни отмечал, что эти квартеты "полны изобретательности, огня, хорошего вкуса и новых эффектов"36. Здесь полностью проявились характерные черты стиля позднего Гайдна: гибкость и богатство эмоциональных сопоставлений, романтическая изысканность гармонии, тонкая полифонизация ткани и т. д. По мнению многих исследователей творчества Гайдна, его поздние квартеты, с одной стороны, возвращают к баховским приемам, а с другой — предвосхищают позднего Бетховена.
Уже после "квартетов Эрдёди" (1797) появились еще два, ор. 77 (№ 81—82), посвященных князю Ф. Й. Лоб-ковицу (1799). По стилю они примыкают к предыдущим. В 1803 году Гайдн начал новый квартет — си-бемоль мажор, ор. 103. Он остался неоконченным — в квартете две части; вместо двух последних — оттиск (в печатном издании) нотного изречения с визитной карточкой Гайдна. На ней воспроизведен отрывок из песни "Старик" со словами:"Ушли все мои силы, я стар и слаб". И все же еще заканчивается месса для духовых инструментов, "Венгерский национальный марш", возникает мысль о создании новой оратории — "Страшный суд"!
Последние дни. С 1806 года, после завершения работы над шотландскими песнями, Гайдн более ничего не пишет. Он почти не покидает дома, уже не выезжает в Эйзенштадт. Однако композитор не забыт, его посещают постоянно самые разные лица. Угасание Гайдна происходит во времена очень разнообразных, значительных, волнующих, порой драматических событий: оккупация Вены наполеоновскими войсками, смерть великих Шиллера и Канта. Уже созданы шесть симфоний Бетховена; Вебер сочиняет свои первые произведения; вскоре возникнут и  первые песни Франца  Шуберта.   Появилось новое поколение писателей, поэтов-романтиков. Одним словом, вступает в свои права искусство нового времени — XIX века. Гайдн же тихо доживает свои дни в венском доме; он слишком стар и утомлен, чтобы меняться; он весь в XVIII столетии.
27 марта 1808 года в Вене, в зале университета торжественно праздновалось 76-летие Гайдна. Под управлением  А.   Сальери   исполнялась  оратория   "Сотворение мира"; в зале присутствовали многие венские музыканты,   среди   них —   Бетховен.   Появление   Гайдна   было встречено аплодисментами; знатные дамы укутали старого музыканта своими шалями. Это было последнее публичное   появление   Гайдна.   Умирали   друзья,   близкие: жена, доктор Генцингер, брат Иоганн. Один из посетителей   Гайдна,   чешский   композитор   Вацлав  Томашек описывает свои впечатления: "Гайдн сидит в кресле, он приодет. На нем напудренный со свисающими по бокам локонами  парик, белый  галстук с золотой  застежкой, белый, богато вышитый шелковый жилет, над которым выглядывает пышное жабо, парадный камзол из тонкого коричневого сукна с вышитыми манжетами, панталоны из черного шелка, чулки — из белого, туфли с выгнутыми над подъемом серебряными пряжками, а на стоящем рядом столике, кроме шляпы, лежит пара белых лайковых перчаток"37.
В 1809 году умирают Л. Томазини, И. Г. Альбрехтсбергер... В конце мая 1809 года Гайдн слег. 31 мая он скончался от старческого истощения сил. Эльслер снял гипсовую маску с лица усопшего композитора. Похороны прошли более чем скромно: Вена была оккупирована французами, ближайшие друзья находились за пределами города и узнали о смерти Гайдна после похорон. Панихида состоялась 15 июня в Шоттенкирхе; звучал Реквием Моцарта. Присутствовали все любящие музыку венцы, шпалерами стояли городская милиция и французские войска. В ноябре 1814 года Сигизмунд Нейкомм поставил памятник на могиле Гайдна со словами композитора: "Весь я не умру".



























 

Рейтинг@Mail.ru