Жизнеописание Гайдна

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы

ЙОЗЕФ ГАЙДН
1732—1809
Гайдн вошел в историю музыки как основоположник венской классической симфонии, квартета, сонаты. Одновременно Гайдн — одна из наиболее могучих, самобытных фигур эпохи Просвещения; в его творчестве отразились характерные  черты философии  и  эстетики этого времени: осознание многообразия мира и его гармонии, равновесия; мудрость в принятии неизбежности чередования расцвета и угасания жизни; красота природы, радость действия и неиссякаемое жизнелюбие. Гениально одаренный художник прожил долгую жизнь, насыщенную постоянным трудом. Творческая энергия его была неиссякаемой, в ней — сущность гайдновской личности. Ее проявление — в громадном творческом наследии, охватывающем все жанры музыкального искусства XVIII века: это симфонии, камерная музыка, в особенности   квартеты;   сонаты,   концерты,   оратории,   песни, оперы, музыка к спектаклям, духовные сочинения, бытовая танцевальная музыка и т. д. Скромность, простота и высокое человеческое достоинство, трудолюбие и чувство юмора, жизнерадостность и нравственная стойкость в жизненных испытаниях — эти качества выражают глубинные народные корни гайдновской натуры.
Внешне ровная, спокойная, несколько однообразная жизнь замечательного художника, проведшего более 30 лет на службе у Эстергази в предместьях Вены, не знала сильных эмоциональных взрывов, потрясений, исключительных ситуаций. Но, может быть, тем поразительнее выдающиеся творческие достижения композитора. При всей объективности образного мышления Гайдна, его творчество — в огромной степени результат внутренних процессов, постоянной внутренней работы — духовной, эмоциональной, интеллектуальной.
К тому же Гайдн почти не имел учителей (в том смысле, каким был для Моцарта его отец, для Бетховена — Нефе). Острота слуховой памяти, пытливый ум, музыкальная изобретательность, постоянное профессиональное совершенствование стимулировали творческую энергию художника с юных дней до глубокой старости.
Конечно, Гайдна формировала и окружающая музыкальная среда, Вена, но прежде всего — народное искусство, богатейшие песенно-танцевальные пласты немец-ко-австрийского, венгеро-цыганского, славянского фольклора. Народная песня — почва, основа его музыкального мышления, воплощенная в тематическом материале как камерных сочинений, так и симфоний.



Рейтинг@Mail.ru