Жизнеописание Гайдна - ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы


ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
ДЕТСТВО
Род Гайдна происходит из восточной части Нижней Австрии. В местечке Гайнбург родился и жил отец композитора, Маттиас. В 1728 году он женился на Анне Марии Коллер, родом из Рорау. В деревушке Рорау родились их дети.
Родители были очень трудолюбивы, добросовестны, по-крестьянски упорны и энергичны. Отец — искусный каретный мастер, но также и хороший хлебопашец. Предки и родственники Гайдна были в основном ремесленниками, а одним из дальних родственников семьи был ректор школы и регент хора в Гайнбурге Иоганн Маттиас Франк.
Родители любили музыку; отец играл на арфе, мать, служившая в юности в дворянском поместье, выросла в музыкальной атмосфере. Местечко Рорау принадлежало графам Гаррах. Как и многие представители дворянского сословия, они были большими поклонниками музыки. Самым страстным меломаном из рода Гаррахов был Карл Леонгард IX; в 1797 году он участвовал в создании кружка "Любительские концерты для дворянства". Карл Леонгард покровительствовал Гайдну впоследствии и создал памятник композитору, сооруженный еще при его жизни.
31 марта 1732 года у Маттиаса и Анны Марии родился первенец — им был Йозеф, будущий великий композитор. Маленький Йозеф рос в типичной атмосфере деревенского быта. Немалую роль сыграли и впечатления от замковой дворянской культуры. В Рорау можно было встретить представителей самых разных национальностей, услышать музыку бродячих цыган, венгров, хорватов, чехов. Безусловно, фольклорная основа музыки Гайдна определяется в большой степени богатством и разнообразием детских впечатлений.
Родители обратили внимание на музыкальные способности Йозефа и решили обучать его музыке. Отец отправил Йозефа в Гайнбург, "...к ректору школы, нашему родственнику, дабы я там изучил первоосновы музыки, а также все другие необходимые для юноши науки... я уже на шестом году от роду смело распевал вместе с хором некоторые мессы, а также играл понемногу на клавикорде и скрипке"1.
В Гайнбурге, где Гайдн очутился в 1737 году, музыкальная жизнь протекала достаточно оживленно. Роль школьного учителя при этом была значительной.
В доме Франка Гайдн получал "больше колотушек, чем еды"2. Тем не менее его обучали пению, игре на духовых и струнных инструментах и даже на литаврах. Гайдн знакомится с самой разнообразной музыкой, участвует в церковной службе по воскресеньям и праздничным дням. Приятный голос и яркие музыкальные способности выделяли его из общей среды певчих. В 1739 году произошла встреча • Йозефа с известным венским музыкантом, капельмейстером при соборе Св. Стефана, Карлом Георгом фон Ройтером. Ему Гайдн продемонстрировал свои способности и умение. Очевидно, мальчик понравился маститому музыканту, и тот предложил забрать Йозефа в Вену. Переезд состоялся через год; в 8 лет Гайдн становится хористом при соборе.
Более всего Гайдна развивало постоянное слушание музыки и участие в ее исполнении. Он знакомился с церковной музыкой, операми итальянских, немецких, австрийских композиторов, с инструментальной музыкой, которая исполнялась при дворе. (Капеллу Ройтера часто приглашали во дворец.) Гайдн прилежно учился: "...пока мои сверстники забавлялись играми, я брал под мышку свой клавикорд и шел с ним на чердак, где упражнялся без помехи" ("Автобиографическая записка"). И еще: "Вместе со школьными науками я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров..."3.
Уже в это время Гайдн пробует сочинять. Одним из первых опытов был двенадцатиголосный хор Salve Regina (хор во славу Богородицы). Ройтер посоветовал Гайдну экономнее использовать музыкальные средства: "...разве тебе не достаточно двух голосов?"4. Гайдн вспоминал: "Я думал тогда, что очень хорошо, когда бумага густо исписана... "5.
Жизнь Гайдна (как и всех других хористов) при капелле Св. Стефана была не менее голодной, чем в доме Франка. Кроме того, с мальчиками обращались грубо, даже били. Но все это не лишало Гайдна жизнерадостности и озорства, свойственных его нраву с детских лет. Одна из его шалостей закончилась довольно печально. Однажды Гайдн отрезал у своего одноклассника косу. (Такова была традиционная прическа того времени.)

Гайдну было 17 лет, начался период ломки голоса. Прелестный дискант несколько погрубел, к тому же в хоре уже пел его младший брат Михаэль (впоследствии — известный композитор и органист), обладавший таким же прекрасным голосом. И вот Гайдн — на улице. Ройтер приказал выгнать его из капеллы. Это произошло в ноябре 1749 года.



Рейтинг@Mail.ru