Жизнеописание Гайдна - ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Страница 15 из 15
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Гайдн в Вене. Вена на этот раз встретила его с большим вниманием. Гайдн возвратился всемирно известным, а Вена любила своих знаменитостей.
Осенью 1795 года Гайдн по приглашению графа Гарраха отправился в Рорау, свою родную деревню. Здесь был воздвигнут монумент в его честь. Через много лет Гайдн вернулся в отчий дом: "Он опустился на колени и припал к порогу", — пишет Л. Новак в своей книге о Гайдне32.
Последний при жизни композитора владелец Эстер-гази князь Миклош II оказался страстным поклонником искусства. Музыке вновь было отведено почетное место, и Гайдна призвали на службу. Правда, деятельность старого композитора была скромной. Он время от времени приезжал в Эйзенштадт, а для Эстергаза сочинял преимущественно мессы — периодически, почти каждый год. Среди них — месса "С ударом литавр", "Свят, свят", мессы "Нельсон", "Терезия" и т. д. В этих сочинениях проявляется влияние творчества Генделя; техника вокального и хорового письма достигла поразительной виртуозности. Духовная форма не мешала Гайдну воплотить гражданское содержание. Так, мессы "С ударом литавр" и "Нельсон" отразили впечатления от военных событий того времени — войны Австрии с Наполеоном, а также победы английского адмирала Нельсона над французами при Абукире.
В Вене в декабре 1795 года состоялся концерт, на котором исполнялись три новые для Вены симфонии Гайдна (из Лондонских). Примечательно, что в концерте принимал участие Бетховен, сыгравший один из своих концертов для фортепиано.
В 1797 году Гайдн поселился в своем собственном домике в предместье Вены Гумпендорфе.
Жизнь старого музыканта была наполнена постоянным трудом. Работа над новыми сочинениями чередовалась с издательскими делами, занятиями с учениками, концертами, встречами с друзьями, приемом многочисленных посетителей, навешавших Гайдна, чтобы засвидетельствовать ему свое восхищение. Восемнадцатилетним юношей приехал в дом Гайдна Сигизмунд фон Нейкомм и остался с Гайдном до самой смерти композитора, вместе с верным секретарем, другом, переписчиком сочинений Эльслером. Нейкомм высоко чтил композитора и после смерти Гайдна немало способствовал распространению его музыки не только в Европе, но и в Бразилии (Нейкомм много путешествовал). Знатные венские вельможи, покровительствующие развитию искусств, способствовали созданию новых произведений Гайдна или исполнению его сочинений. Среди них — князья Лобковиц, Кинский, Лихновский, с именами которых будет связана и жизнь Бетховена.
Продолжали укрепляться связи с издателями: несколько издательств предложили издание полного собрания его сочинений. Осуществило эту задачу лишь издательство Брейткопф. Уже в 1800 году начало выходить первое издание собрания, за семь лет вышло 12 томов. Появляются работы о Гайдне. В 1810 году вышла первая печатная биография композитора (ее автор — Гризингер) — "Биографические заметки об Йозе-фе Гайдне". В том же 1810 году в Вене художник Христоф Дис публикует книгу "Биографические сведения об Йозефе Гайдне, записанные и изданные с его слов".
Множество почестей и знаков внимания выпало на последние годы жизни Гайдна. В 1797 году венская Ассоциация композиторов избрала его своим членом. Известный французский композитор Л. Керубини, юный К. М. Вебер навестили Гайдна в его доме. В 1790 году вместе со своим другом И. Г. Альбрехтсбергером (у которого занимался Бетховен) Гайдн стал членом шведской Королевской Музыкальной академии. Из Парижа братья Эрар прислали рояль своей фирмы. Плейель, перешедший во французское подданство, предпринял издание ряда сочинений Гайдна. Затем Гайдн был избран иностранным членом Национальной академии наук и искусств Франции. В 1804 году Гайдн стал почетным гражданином Вены, а в 1808 году Филармоническое общество в Петербурге избрало Гайдна почетным членом и прислало композитору медаль, выбитую в его честь.
Оратории и квартеты. Творческая энергия Гайдна после приезда из Англии не иссякала. Самым поразительным творческим итогом последних лет жизни Гайдна стало создание двух светских ораторий — "Сотворение мира" и "Времена года". Появлению этих сочинений немало способствовала поездка в Лондон, впечатления, полученные от генделевских ораторий. Еще в Англии Гайдн получил от Питера Саломона рукопись малоизвестного английского поэта Лидли, переработавшего сюжет поэмы Мильтона "Потерянный рай". В Вене английский текст был переведен на немецкий язык известным почитателем музыки, префектом королевской придворной библиотеки бароном Г. ван Свитеном. В двух первых частях оратории повествуется о возникновении мира по воле Бога; третья часть — рассказ о жизни Адама и Евы в раю. Музыка оратории проста и выразительна. Композитором воспевается жизнь Вселенной и жизнь Земли; прославляются идеалы семьи, любви, взаимопонимания между людьми. Арии, хоры, речитативы, ансамбли вытекают один из другого; очень велика и выразительна роль оркестра, живописующего ряд конкретных изобразительных моментов: щебет птиц, пение жаворонка, песнь соловья, воркование голубков (№ 15), рык льва, повадку тигра, легкость прыжка оленя (№ 21); все это в некоторой мере напоминает живописные подробности оратории Генделя "Израиль в Египте". Вновь, как и в первых симфониях, Гайдн обнаруживает красочность оркестрового мышления и явные тенденции программно-романтического характера. Так, вступление к оратории — "Представление о хаосе" — музыкальная картина, поразившая современников своей смелостью.
Оратория имела огромный успех. Первое исполнение состоялось в апреле 1798 года во дворце Шварценберга в Вене. Дирижировал сам Гайдн, а за фортепиано сидел А. Сальери. Затем состоялось публичное исполнение (март 1799 года) и началось широкое распространение этого произведения во многих странах. Очень высоко ценили его в России. А. Н. Серов, замечательный русский критик и композитор, писал своему другу В. В. Стасову: "Что за гигантское создание — эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, — это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом quelle energie, quelle simplicite, quelle grace naive (какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!) — это решительно выше всякого сравнения"33. А вот что писал Стасов в 1847 году: "Сотворение мира" "...все проникнуто той необыкновенною красотою, которой никто не в состоянии противиться; у ней, конечно, есть недостатки в самой концепции... много наивностей... нынче бы все это сделали иначе, полнее, лучше... зато не нашли бы сил для той обаятельной красоты, которая охватила все произведение..."34.
Появлению второй оратории — "Времена года" в немалой степени способствовал успех первой. Биограф Гайдна Гризингер сообщает: «Необычайный успех, который повсюду имела оратория "Сотворение", побудил барона ван Свитена взяться за обработку поэмы "Времена года" Томсона с тем, чтобы Гайдн положил ее на музыку"35. Описание времен года, жизни крестьян дало основу для раскрытия глубокой философской концепции: неизменен круговорот природы; неизменны фазы жизни и смерти для каждого человека; но вечна и прекрасна жизнь народа, человечества... Оратория была закончена в 1801 году. Ее исполнение состоялось вновь во дворце князя Шварценберга. Напряжение сказалось на здоровье старого композитора. Появились мысли о скорой смерти, и Гайдн составляет завещание. Однако творческое воображение еще не покинуло его. Гайдн сочиняет новые песни, каноны, мессу "Сотворение мира". Особое место принадлежит здесь квартетам.
6 квартетов ор. 76, посвященных графу Й. Эрдёди (№ 75—80), завершают работу Гайдна над жанром. Чарльз Бёрни отмечал, что эти квартеты "полны изобретательности, огня, хорошего вкуса и новых эффектов"36. Здесь полностью проявились характерные черты стиля позднего Гайдна: гибкость и богатство эмоциональных сопоставлений, романтическая изысканность гармонии, тонкая полифонизация ткани и т. д. По мнению многих исследователей творчества Гайдна, его поздние квартеты, с одной стороны, возвращают к баховским приемам, а с другой — предвосхищают позднего Бетховена.
Уже после "квартетов Эрдёди" (1797) появились еще два, ор. 77 (№ 81—82), посвященных князю Ф. Й. Лоб-ковицу (1799). По стилю они примыкают к предыдущим. В 1803 году Гайдн начал новый квартет — си-бемоль мажор, ор. 103. Он остался неоконченным — в квартете две части; вместо двух последних — оттиск (в печатном издании) нотного изречения с визитной карточкой Гайдна. На ней воспроизведен отрывок из песни "Старик" со словами:"Ушли все мои силы, я стар и слаб". И все же еще заканчивается месса для духовых инструментов, "Венгерский национальный марш", возникает мысль о создании новой оратории — "Страшный суд"!
Последние дни. С 1806 года, после завершения работы над шотландскими песнями, Гайдн более ничего не пишет. Он почти не покидает дома, уже не выезжает в Эйзенштадт. Однако композитор не забыт, его посещают постоянно самые разные лица. Угасание Гайдна происходит во времена очень разнообразных, значительных, волнующих, порой драматических событий: оккупация Вены наполеоновскими войсками, смерть великих Шиллера и Канта. Уже созданы шесть симфоний Бетховена; Вебер сочиняет свои первые произведения; вскоре возникнут и первые песни Франца Шуберта. Появилось новое поколение писателей, поэтов-романтиков. Одним словом, вступает в свои права искусство нового времени — XIX века. Гайдн же тихо доживает свои дни в венском доме; он слишком стар и утомлен, чтобы меняться; он весь в XVIII столетии.
27 марта 1808 года в Вене, в зале университета торжественно праздновалось 76-летие Гайдна. Под управлением А. Сальери исполнялась оратория "Сотворение мира"; в зале присутствовали многие венские музыканты, среди них — Бетховен. Появление Гайдна было встречено аплодисментами; знатные дамы укутали старого музыканта своими шалями. Это было последнее публичное появление Гайдна. Умирали друзья, близкие: жена, доктор Генцингер, брат Иоганн. Один из посетителей Гайдна, чешский композитор Вацлав Томашек описывает свои впечатления: "Гайдн сидит в кресле, он приодет. На нем напудренный со свисающими по бокам локонами парик, белый галстук с золотой застежкой, белый, богато вышитый шелковый жилет, над которым выглядывает пышное жабо, парадный камзол из тонкого коричневого сукна с вышитыми манжетами, панталоны из черного шелка, чулки — из белого, туфли с выгнутыми над подъемом серебряными пряжками, а на стоящем рядом столике, кроме шляпы, лежит пара белых лайковых перчаток"37.
В 1809 году умирают Л. Томазини, И. Г. Альбрехтсбергер... В конце мая 1809 года Гайдн слег. 31 мая он скончался от старческого истощения сил. Эльслер снял гипсовую маску с лица усопшего композитора. Похороны прошли более чем скромно: Вена была оккупирована французами, ближайшие друзья находились за пределами города и узнали о смерти Гайдна после похорон. Панихида состоялась 15 июня в Шоттенкирхе; звучал Реквием Моцарта. Присутствовали все любящие музыку венцы, шпалерами стояли городская милиция и французские войска. В ноябре 1814 года Сигизмунд Нейкомм поставил памятник на могиле Гайдна со словами композитора: "Весь я не умру".