Жизнеописание Гайдна - Жизнь в Эстергазе.

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы


Жизнь в Эстергазе.
В 1770-е годы меняется резиденция князя, а следовательно, и место жительства Гайдна; с 1764 года, после поездки князя Миклоша в Париж и посещения Версаля, начинается строительство нового дворца в одном из имений у Нейзидлерского озера (Эстергаз). Здесь воздвигается роскошный дворец в стиле позднего барокко. "Садовое искусство... будто по волшебству, создало в этой пустыне уголок с фонтанами, храмами, китайскими пагодами, эрмитажами, розариями и лабиринтом аллей"16. Дворец содержал замечательные образцы   изобразительного   и   прикладного   искусства,
библиотеку на 8000 томов. Именитые гости, известные музыканты постоянно посещали поместье. В парке было два театра, один — для оперных и драматических представлений, другой — для марионеток. Оперы, концерты, балеты, драматические спектакли чередовались с маскарадами, иллюминациями, охотой; все это также сопровождалось музыкой. Ставились и значительные, серьезные произведения — пьесы Шекспира, Лессинга, Гёте. Переезд в Эстергаз знаменует новый этап жизни Гайдна, отличающийся еще большим, чем прежде, размахом, разнообразием, напряженностью творческих поисков. Однако серьезных изменений, тем более потрясений в жизни Гайдна не происходит. Внешне сохраняется все тот же умеренный и строгий порядок быта, организованность и постоянство творческой работы.
Музыка для театра. Оперы. С переездом в Эстергаз заметно возрастает роль театральной музыки в творчестве Гайдна, так как театральные представления во время пребывания князя в поместье давались ежедневно, из них оперные — два раза в неделю. В оперной труппе состояли в основном итальянские певцы; исполнение всех оперных сочинений шло на итальянском языке. Гайдн вел огромную работу как оперный постановщик и дирижер. Он поставил около 90 итальянских опер. Слава оперного и марионеточного театра, для которого Гайдн также писал музыку ("Филемон и Бавкида", "Шабаш ведьм", "Покинутая Дидона" и др. ), привлекала в поместье именитых зрителей. А однажды императрица Ма-рия-Терезия пригласила всю труппу театра марионеток в свой замок Шёнбрунн.
Среди опер Гайдна (а их более десятка) — "Певица", "Аптекарь", "Роланд-паладин", "Армида", "Душа философа" ("Орфей и Эвридика") и т. д. Гайдн, мечтавший о поездке в Италию, но так и не осуществивший этой мечты, прекрасно владел стилем как оперы seria, так и оперы buffa. Все же именно комическая опера более органична для Гайдна: в этом жанре были созданы замечательные сочинения, полные прелестной живости, обаяния, остроумия. Исполнение в Вене в 1770 году княжеской капеллой оперы Гайдна "Аптекарь" вызвало
хвалебную рецензию: «...в исполнении камерных виртуозов князя Эстергази был представлен сочиненный капельмейстером князя Эстергази, господином Гайдном зингшпиль под названием "Аптекарь"... Он имел огромный успех, коим обязан упомянутому господину капельмейстеру Гайдну, чей выдающийся талант достаточно известен всем любителям музыки...»17. Но при всей изобретательности и мастерстве композитора, все же его оперы носили более традиционный характер в свете тех принципиальных реформ, которыми отмечено современное ему оперное творчество Глюка.



Рейтинг@Mail.ru