Жизнеописание Гайдна - Другие произведения 1770-х годов.

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы


Другие произведения 1770-х годов.
Одновременно с работой над оперой не иссякает поток инструментальной, симфонической, духовной музыки. Нередко появляются произведения с ярко выраженным драматическим содержанием. Среди них — "Stabat Mater" ("Мать скорбящая стояла") — духовное сочинение, хоровая кантата с сопровождением органа и оркестра. В ней много прекрасных лирических эпизодов; некоторые из них заставляют вспомнить "Lacrymosa" из Реквиема Моцарта.
Сгущение лирической напряженности, возрастающая роль минорности проявляются в новых симфониях. Особое место принадлежит симфонии фа-диез минор, № 45, получившей название "Прощальная" ("Симфония со свечами"). В ней наиболее глубоко выражены скорбно-лирические, порывисто-драматические настроения музыки Гайдна этого времени.
Выразительная патетическая манера, определяющая многие сочинения Гайдна 1770-х годов, является следствием не только субъективной эволюции его творчества, но и отражением тех веяний в общественной жизни, литературе, искусстве, которые определяются понятием "Sturm und Drang".
Большую часть наследия Гайдна конца 1760-х и начала 1770-х годов составляют струнные квартеты и фортепианные сонаты.
Квартеты ор. 9 сочинялись для скрипача Луиджи Томазини, служившего вместе с Гайдном, Этим объясняется особая, солирующая роль скрипки, партия которой изобилует виртуозными фигурациями, отличается певучестью и исключительным правом ведения мелодии. В то же время чисто ансамблевые задачи никогда не теряют интереса и значения для Гайдна, как в этих, так и более поздних квартетах — ор. 17 и 20 (так называемые "Солнечные", названные по рисунку на титульном листе старинного издания). Самостоятельность инструментов, фактурное разнообразие становятся здесь все более смелыми. Выразительный, яркий тематизм квартетов выявляется и в первых, и в медленных частях; часто обнаруживаются фольклорные источники (венгерского, цыганского,    хорватского    происхождения).    Гармонический стиль квартетов поражает остротой, красочностью, напряженностью. Некоторые квартеты написаны в минорных тональностях. Как и в симфониях, большую роль в квартетах  играют  полифонические   приемы   и   формы, вплоть до финальной фуги (ор. 20, № 5).
Фортепианная соната издавна увлекала Гайдна. Среди любимых сочинений молодого композитора, напомним, были сонаты Ф. Э. Баха (в подражании которому Гайдна даже обвиняли). Историческая роль сонатного творчества Гайдна аналогична его симфоническому и квартетному творчеству, здесь закладывается фундамент, классические основы жанра. В сонатах шла та же работа над тематизмом, сонатным allegro, циклом и принципами развития, которая характерна для всего инструментального творчества Гайдна. Среди сонат 1770-х годов находятся такие образцы классической сонаты, как соната ре мажор, № 50. Проникновением характерной для этого времени лирико-драматической образности отмечена соната до минор, № ЗЗ18.



Рейтинг@Mail.ru