Жизнеописание Гайдна - Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы

Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
В творчестве этого периода следует выделить работу Гайдна над ораторией "Возвращение Товия", созданной в 1775 году. Это светская оратория — предшественница будущих знаменитых сочинений Гайдна в этом жанре. Исполнялась оратория под управлением самого композитора. В оратории чередуются хоры, развернутые арии, речитативы; ощутимо влияние драматического театрального начала.
В 1785 году возникло одно из самых своеобразных, очень глубоких по эмоциональной выразительности сочинений Гайдна — "Семь слов нашего Спасителя на кресте". Гайдн получил заказ из Кадикса (Испания) на создание музыки, предназначенной для церковного обряда. Произведение представляло собой семь Adagio для оркестра; каждому из них предшествовал речитатив баса; все завершалось симфонической картиной землетрясения. Впоследствии Гайдн переложил "Семь слов" для струнного квартета (ре минор), а еще позже, в 1790-х годах переработал в ораторию.
Ежегодно появляются новые оперы. Последняя из написанных для театра Эстергази — опера seria "Ap-мида"(1784). Сочиняет Гайдн и отдельные арии, чаще всего как вставные номера для опер других композиторов (Сальери, Мартини, Траэтты). Нередко они трактовались как разновидность сольной кантаты. Еще одним видом вокальной музыки Гайдна стали песни. Первые 12 появились, вероятно, в 1781 году. Конечно, песня не заняла в творчестве Гайдна (и венских классиков вообще) того положения, которое ей было уготовано впоследствии у романтиков. Однако сам факт работы над этим жанром имеет принципиальный интерес. Непосредственность, обаятельная простота мелодии, формы — отражение бытовых, народных истоков жанра, его демократической природы. Песни Гайдна разнообразны по характеру. Среди них есть юмористические, сатирические ("Похвала лени"); лирические, раскрывающие самые различные душевные состояния ("Отчаяние", "Верность"), и даже типично романтическая тема странничества возникает в песнях Гайдна ("Странник")!
Как и ранее, к числу наиболее значительных сочинений Гайдна 1780-х годов принадлежат квартеты. В 1781 году появились 6 квартетов ор. 33, посвященных русскому великому князю Павлу, вследствие чего и названные "русскими". Сам композитор отмечал, что эти квартеты сочинены в "новой, особой манере". В "русских" квартетах развиваются достижения гайднов-ского стиля 1770-х годов: углубляются черты драматической патетики, вырастает мелодическая яркость и выразительность, техника тематической разработки. Устанавливается полное равноправие всех инструментов (отказ от "гегемонии" первой скрипки). Менуэт заменен новой частью — Scherzando; усложняется форма (особенно рондо) и гармония. Через несколько лет работа над квартетами была продолжена. В середине 1780-х годов (предположительно к 1784 году) созданы 6 квартетов ор. 50 ("прусские", посвященные королю Фридриху Вильгельму II). Затем появились сочинения ор. 54 и 55; наконец, 6 квартетов ор. 64 (посвященных коммерсанту Иоганну Тосту). Во всех этих сочинениях продолжала совершенствоваться квартетная техника. Облик каждого произведения становится все более индивидуальным. Один из квартетов ор. 64 получил название "Жаворонок" благодаря элементам звукописи — имитации птичьего щебета и пения в самом начале квартета (staccati с паузами, оригинальное скрипичное solo; обилие форшлагов во всех частях квартета и т. д.). Немало "романтических" деталей рассыпано в гармонии, тональных сопоставлениях, мелодике.
Продолжается плодотворная работа и над фортепианной сонатой. Интересны также опыты Гайдна в жанре инструментального концерта, к которому композитор обращался и ранее (концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром). В середине 1780-х годов появилось сразу несколько произведений этого вида: кла-вирный концерт ре мажор (№ 11), концерт для виолончели ре мажор (возможно, написанный для виолончелиста Крафта, служащего в капелле Эстергази, ученика Гайдна). Оба сочинения принадлежат к числу замечательных произведений концертной музыки XVIII века.
Постоянно работал Гайдн над музыкой для танцев. Это было и в юности, и в период многолетней службы у Эстергази. Гайдн писал менуэты, аллеманды, другие танцы. В 1780-е и 1790-е годы появилось много публикаций такого рода. Вершиной же этого периода стало создание уже упомянутых Парижских симфоний (№ 82— 87): в них раскрылось зрелое, совершенное симфоническое мышление композитора во всех аспектах — в драматургии цикла, методах развития, тематизме, оркестровке. Тенденции "стройности и совершенства" (по выражению Ю. А. Кремлева) возобладали над эмоциями "Бури и натиска".
Из последующих за Парижскими симфоний, созданных до 1792 года, наиболее значительной является "Оксфордская", № 92, соль мажор (это сочинение исполнялось при присуждении Гайдну звания доктора музыки в Оксфордском университете, вследствие чего и возникло ее наименование). Очень интересна также "Детская" симфония для особого состава инструментов: трещотка, барабан, свисток, треугольник соединяются с двумя скрипками и контрабасом23.
Все эти годы Гайдн работал с огромным напряжением. Он создавал произведения не только для своей капеллы, но и по заказам от концертных организаций и коронованных особ европейских государств.
Хотя отношение к композитору со стороны его хозяев было уважительным, а жалованье достаточно щедрым, Гайдна все больше тяготила зависимость, ограниченность общения, вынужденное прозябание в провинции, вдали от Вены.
В сентябре 1790 года умер князь Миклош I Великолепный, оставив по завещанию своему капельмейстеру значительную пенсию. Новый владелец поместья, князь Антон, не имел особой склонности к музыке. Он распустил капеллу, оставив только скрипача Луиджи Томазини и самого Иозефа Гайдна, назначив ему помимо пенсии ежегодное жалованье. Гайдн должен был по-прежнему именоваться капельмейстером князя Эстергази, но мог
23 Есть предположение, что симфония написана отцом Моцарта — Леопольдом.
распоряжаться своим временем и собой по собственному желанию. От постоянной службы Гайдн был фактически освобожден.



Рейтинг@Mail.ru