Жизнеописание Гайдна - ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)

Гайдн

Индекс материала
Жизнеописание Гайдна
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕТСТВО
ПЕРВЫЕ ГОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА
ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)
Творчество 1760-х — первой половины 1770-х годов.
Жизнь в Эстергазе.
Другие произведения 1770-х годов.
Европейская известность.
Друзья и ученики.
Гайдн и Моцарт.
Творчество второй половины 1770-х — 1780-х годов.
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА Перемены. Приглашение в Англию.
Лондон.
Вторая поездка в Лондон.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Все страницы


ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ (1760-1790)

Служба у князей Эстергази. Князья Эстергази — богатейший род, владевший огромными земельными угодьями, — издавна славились покровительством искусству. Начиная с середины XVII века при дворе Эстергази расцветает музыка. Пауль Антон, пригласивший Гайдна в капеллу, и его сын (брат?) Миклош I Великолепный, который наследовал состояние, были страстными поклонниками музыки. Князь Пауль Антон играл на скрипке и виолончели, коллекционировал партитуры, которые собирал во время своих многочисленных поездок за границу.
Руководил капеллой с 1728 года Грегор Йозеф Вер-нер, хороший, серьезный музыкант, композитор, тяготевший к строгому складу письма. Вернер оставил большое музыкальное наследие11. Рядом с Вернером Гайдн работал с 1760 по 1768 год. Старый мастер вначале не питал особого расположения к своему молодому помощнику, называя его "кропателем песенок", "модным шутом". Но потом стал лучше его понимать и постепенно доверил ему фактическое руководство капеллой. Гайдн, в свою очередь, относился к Вернеру с уважением и почтением; к тому же он немалому научился у композитора, исполняя его произведения. После его смерти Гайдн получил титул обер-капельмейстера и стал единоначальным руководителем капеллы.
К своим обязанностям Гайдн приступил в небольшом городке Эйзенштадте. Городок насчитывал едва пятьсот домов. Вокруг простирались холмы, виноградники, вдали виднелись горы. Над всем возвышался дворец Эстергази, окруженный роскошным парком. Дворец был очень вместителен, его отличали массивность и спокойное величие. Музыкальная жизнь в Эйзенштадте произвела на Гайдна впечатление старомодности. Инструментальная капелла была мала (три скрипача, один виолончелист, один контрабасист, один органист, исполнителей на духовых инструментах поставлял военный оркестр). К началу службы Гайдна состав капеллы был расширен (прибавились два гобоя, два фагота, две скрипки). В певческой группе числились два сопрано, альт, два тенора и бас. Такой малый состав налагал особые профессиональные обязательства на каждого члена коллектива; требовался высокий профессионализм, точность,  прекрасная выучка.  Все это достигалось ценой огромного труда.
Контракт с Гайдном был заключен в Вене 1 мая 1761 года. В нем 14 параграфов. Документ этот очень показателен для того времени — и с точки зрения содержания, и с точки зрения стиля.
"1. Светлейшему княжескому дому в Эйзенштадте много лет подряд преданно и верно служил капельмейстер по имени Грегориус Вернер; однако ныне, ввиду его преклонных лет и часто возникающего по этой причине нездоровья, он не в состоянии исправно нести свои обязанности, а посему, сохраняя за Грегориусом Вернером, из уважения к его долголетним заслугам, должность главного капельмейстера, дается ему в помошь Йозеф Гайдн, который будет исполнять обязанности вице-капельмейстера музыкальной капеллы. Он остается в полном подчинении у главного капельмейстера и в зависимости от него. Во всех других случаях, однако, когда надо готовить музыку и все, что относится к музыке, ответственность, в целом и в частности, возлагается на него, вице-капельмейстера.
2. Йозеф Гайдн рассматривается как чиновник двора и должен соответственно этому получать содержание. А посему его светлость питает к нему милостивейшее доверие и надеется, что он, как подобает  дорожащему  своей   честью  чиновнику  княжеского  двора,   будет вести себя пристойно и обращаться с подчиненными ему музыкантами не грубо, а сумеет проявлять к ним снисходительность и вежливость; что он будет скромным и честным; а главное, когда исполняется музыка в присутствии высоких господ, он, Йозеф Гайдн, а также все его подчиненные должны быть одеты по форме, и не только он, вице-капельмейстер, но и все лица, от него зависящие, обязаны являться опрятно одетыми, согласно данной ему инструкции, в белых чулках и белом белье, с напудренными париками, либо с косичками, либо с кошельками, но чтобы непременно выглядели одинаково.
3. Для этого ему, вице-капельмейстеру, отдаются в подчинение остальные музыканты; следовательно, он должен вести себя образцово, дабы подчиненные брали себе в пример его хорошие качества: для этого он, Йозеф Гайдн, должен избегать всяческой фамильярности, не есть и не пить с ними и вообще не водить с ними компанию, дабы не потерять таким образом надлежащего к себе уважения, а поддерживать его, ибо так он легче добьется необходимого послушания и не будет досаждать своим господам всяческими недоразумениями и несогласиями, какие могут вследствие этого возникнуть.
4. По первому приказанию его светлости, великого князя, он, вице-капельмейстер, обязуется сочинять любую музыку, какую пожелает его светлость, никому не показывать новых композиций, а тем более не разрешать никому их списывать, а хранить их единственно для его светлости и без ведома и милостивого разрешения его ни для кого ничего не сочинять.
6. Если все же среди музыкантов, вопреки ожиданиям, возникнут несогласия, споры и жалобы, он, вице-капельмейстер, должен, в зависимости от обстоятельств, улаживать их самостоятельно, а не досаждать господину всякими пустяками и мелкими дрязгами. Буде, однако же, произойдет нечто более важное, с чем сам Йозеф Гайдн не в силах справиться, он должен покорнейше доложить о том его светлости.
10. Впрочем, вряд ли является необходимым перечислять на бумаге его обязанности, поскольку его светлость и без того милости-вейше надеется, что он, Йозеф Гайдн, во всех случаях будет по собственному побуждению не только выполнять все вышеперечисленные обязанности, но и ко всем прочим приказаниям, которые он будет получать от своего светлейшего господина в будущем по разным поводам, отнесется внимательнейшим образом; что вверенную ему капеллу он поднимет на такую высоту и будет содержать ее в таком порядке, что заслужит себе этим почет и уважение и окажется достойным дальнейших княжеских милостей, что всецело зависит от его мастерства и усердия"12.
Итак, круг обязанностей вице-капельмейстера обширен и достаточно утомителен. Как известно, Гайдн прекрасно справился с ними, чему свидетельство тридцатилетняя служба у семьи Эстергази. Вероятно, и Гайдна во многом (естественно, не во всем) устраивала эта служба.
Композитору удалось сохранить и творческую самостоятельность, и человеческое достоинство. К нему относились с уважением все — и музыканты, и влиятельные господа. Одно из доказательств тому — известный инцидент, случившийся на репетиции в 1790-е годы: на критические замечания князя Эстергази Гайдн с достоинством ответил: "Ваша княжеская светлость, разбираться в этом — мое дело"13.
В старости Гайдн рассказывал своему биографу Гри-зингеру: "Я общался с императорами, королями, многими большими господами и слышал от них много лестного, но с такими персонами я не хотел бы быть на короткой ноге, мне милее люди моего состояния"14.
Несмотря на запрещение "показывать новые композиции кому-либо", а также их переписывать, сочинения Гайдна все же распространялись, вероятно, с помощью подкупленных переписчиков. С 1764 года произведения композитора   размножались   путем   гравирования   нот.
Издатели продавали их успешно, сам же композитор не получал ни гроша. Сочинять по заказу, как это требовалось от Гайдна, было обычным явлением того времени. Эта традиция сохранила свое значение и для Моцарта, и для Бетховена (хотя и в меньшей степени).
К преимуществам положения Гайдна следует отнести отсутствие постоянных забот о куске хлеба и крыше над головой.   Размеренность и  порядок были  основой каждодневного   существования.   Гайдн   редко   болел,   а огромная работоспособность сохранилась у композитора до преклонных лет. В его распоряжении был хороший оркестр,   исполнявший   все его   сочинения.   Конечно, композитору не хватало простора, творческой атмосферы,  общения  с  широким  кругом  музыкантов.   Князья редко    выезжали    в    Вену;    правда,    князь    Миклош (Николай)   каждую   зиму   проводил   в   столице.   Здесь Гайдн, обычно сопровождавший хозяина, завязывал разнообразные связи с музыкальным миром. Кроме того, в поместье   Эстергази   приезжали   знатные   гости,   члены императорской  семьи.   По  этому  поводу  устраивались пышные музыкальные празднества, для которых капельмейстером  сочинялась  новая  музыка.   Позже,   когда  к Гайдну пришла известность, в резиденцию (сначала Эй-зенштадт, а позже — в Эстергаз) приезжают многие музыканты,   чтобы лично  познакомиться  с  выдающимся композитором и выразить ему свое восхищение.



Рейтинг@Mail.ru