Характеристика личности Глинки

Глинка

Жизнеописание Глинки

Список произведений Глинки

Характеристика личности Глинки

Характеристика творчества Глинки

Наследственность Глинки

Заболевания Глинки

Диагноз Глинки

Глинка Михаил Иванович (1804-1857), русский композитор; родоначальник русской классической музыки. Классик русского романса.


Общая характеристика личности
«Жизнь в душных, жарко натопленных комнатах, где его кутали, редко выпуская на воздух, наложила отпечаток на ребенка, сделавшегося нервным, слабым и золотушным. В раннем детстве Глинки коренится его склонность к болезненности — отчасти действительной, но еще более вызываемой мнительностью». (Финдейзен, 1916, с. 275—276.)
«Недостаток движения и отсутствие разнообразия внешних впечатлений толкнули маленького Глинку в область внутреннего мира, притом гораздо раньше, чем это происходит обычно: он рано стал проявлять заметную нервную впечатлительность и восприимчивость... Все детство свое он провел на руках женщин, окруженный женщинами, и затем в зрелом возрасте женское общество предпочитал всякому другому. Такое преобладание женского влияния отразилось очень решительно на его темпераменте, уже и без того мягком от природы. Мягкость его характера была до того велика, что часто переходила в совершенную слабость, в какую-то беспомощность, житейскую неумелость». (Базунов, 1998, с. 216— 217.)
«Блестящие способности и редкая память Глинки помогали ему готовить уроки на лекциях. Один раз просмотрев страницу, он мог повторить ее содержание без запинки. В латинской грамматике Глинка помнил наизусть все подстрочные примечания, хотя прочитывал ее только на лекциях». (Успенский, 1950, с. 63.)
[1829 г.] «Виельгорский настойчиво говорил о необходимости учиться у иностранцев и советовал ехать в Италию. Глинка написал о своем решении отцу, но тот ответил отказом: здоровье сына, по мнению Ивана Николаевича, не подходило для дальних странствий, да и расходы на далекое путешествие велики. Отказ отца огорчил Михаила Ивановича. Он заперся у себя, велел занавесить окна, закрыть двери и никого не впускать. Он потерял аппетит и сон, заболел от огорчения. Известие о болезни Миши обеспокоило Ивана Николаевича. Он вызвал сына в Новоспасское и пригласил знакомого врача, которому доверял. Врач нашел у Глинки не меньше десятка самых разнообразных недугов: и золотуху, и поражение солнечного сплетения, и невралгию, и меланхолию — целую "кадриль" болезней». (Там же, с. 118—119.)
[В 1831 г. Мельгунов из Москвы пишет Шевыреву (21.XII)] «Из немногих строк его ко мне я вижу, что он еще подвержен припадкам хандры, которая может сгубить его пуще болезни. Он, как и все люди, у которых чувство берет верх над всеми другими силами, должен жить чужим умом». (Орлова, 1978, с. 62.)
«В 1835 Глинка женился на М.П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы». (Заруд-ко В.М., CD Кирилл и Мефодий 98.)
«Разрыв с женой вызвал сближение Глинки с кукольниковской "братией" и участие в приятельских попойках, нередко принимавших, по свидетельству современников, гомерические размеры. Эти кутежи, вредно отзываясь на здоровье композитора, надолго сделали обычной у него потребность к вину и естественно заглушали в нем способность спокойной и сосредоточенной творческой работы, хотя Глинка и был убежден, что под влиянием вина его
вдохновение разгоралось». (Финдейзен, 1916, с. 282.)
[1844 г. В Париже] «Глинка не мог обойтись без вина, и когда приходил, то требовал себе коньяку и попивал рюмка за рюмкой вместо чая... Глинка выпив, не мог идти сам по винтовой деревянной лестнице, сильно навощенной. Он сердился, зачем его ведут под руки с лестницы... Иногда я отказывалась давать много вина Глинке, он приставал к Панаеву, который и исполнял
его желание». (Панаева, 1986 с. 66.)
[1850 г.] «Я не могла скрыть cвоего удивления при виде Глинки: это был совершенно другой человек. Он казался полным, лицо его было одутловато и желто-синеватого цвета; взгляд апатичный, прически прежней не было, волосы лежали прямо, и вдобавок он отрастил себе усы. Прежней живости в его движениях не было и помину; он тяжело дышал, поднявшись в мой номер, тогда как нужно было сделать всего несколько ступенек; голос у него был глухой, сиповатый, и он уже не закидывал задорно своей головы». (Там же, с. 67.)

[1851 г., июнь] «...Я получил известие о кончине моей матушки... Известие это поразило меня, но я не плакал. На другой день, после обеда, в большом и указательном пальцах правой руки, коими я взял роковые письма... почувствовал я слабость, и как бы ползали по ним мурашки, и через несколько минут правая рука ослабела до того, что я не мог почти владеть ею. Доктор мой Мориц Вольф уверил меня, однако же,  это было временное нервное раздражение, — слова его впоследствии onpaвдались». (Глинка, 1988, с. 138.)
[Писал из Парижа сестре в 1857 «...о частых приступах сердечной болезни, наконец, о начавшемся безденежьи, о меланхолии». (Вадецкий, 1968, с. 521)


«Был он очень болезнен, постоянно хворал, лечился то у аллопатов, то у гомеопатов; врачи находили у него "целую кадриль болезней"; страдал, между прочим, сифилисом и последствиями алкоголизма, под конец жизни обрюзг и сильно растолстел. Был крайне нервен, с легко меняющимися настроениями, сам он за свою нервную чувствительность называл себя мимозой». (Вересаев, 1993, т. 2, с. 430—431)

«Глинка как будто предчувствовал свою довольно раннюю смерть. Сестра его свидетельствует: "Он так боялся смерти, что до смешного ограждал себя от всяких малостей"». (Лаврин, 1993,
с. 361.)

Рейтинг@Mail.ru