Жизнеописание Глинки
Характеристика личности Глинки
Характеристика творчества Глинки
ГЛИНКА Михаил Иванович (1 VI 1804, с. Новоспасское, ныне Смоленской обл. — 15 II 1857, Берлин)
Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу.
М. Глинка
Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его-исторической жизни.
В. Стасов
В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком.
В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.
Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих Записках — замечательном образце мемуарной литературы. Главными впечатлениями детства он называет русские песни они были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку), а также крепостной оркестр дяди, который он любил более всего. Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. Живейшим поэтическим восторгом наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они определили основную идею творчества (Отчизне посвятим души прекрасные порывы), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, Михайло Глинка... не сочувствовал никаким Бурбонам.
Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817—22), славившемся прогрессивно мыслящими преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с бунтовщиками.
В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики — романс Не искушай на стихи Е. Баратынского. Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830—34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италия Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика 3. Дена.
Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу. Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера Иван Сусанин. Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера.
Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития.
Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. С оперой Глинки является... новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки, — писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие:
Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь.
Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры Сусанина началась работа над оперой Руслан и Людмила (на сюжет поэмы Пушкина). Однако всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом; высочайшая милость — служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением,— все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской братии — художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения — романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл Прощание с Петербургом (на ст. Кукольника), первый вариант Вальса-фантазии, музыка к драме Кукольника Князь Холмский.
К ЭТОМУ же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога. Он пишет Этюды для голоса, Упражнения для усовершенствования голоса. Школу пения. Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др. Поемьепя Руслана и Людмилы 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко новаторской сущности произ-дения, с которого начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы — эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка на былинный лад распел пушкинскую поэму (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Как развитие самых сокровенных идей Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым да здравствует солнце, да скроется тьма!, а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк пролога: Там русский дух, там Русью пахнет. Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844— 45) и в Испании (1845—47), специально изучив перед поездкой ис-•панский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: ...Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России. Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: Арагонская хота (1845) и Воспоминание о летней ночи в Мадриде (1848—51). Одновременно с ними в 1848 г. появилась знаменитая Камаринская — фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, равно докладных знатокам и простой публике, ведет свое начало русская симфоническая музыка.
Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава, Париж, Берлин). Атмосфера все сгущавшегося глухого недоброжелательства угнетающе действовала на него. Лишь небольшой круг истинных и горячих почитателей поддерживал его в эти годы. Среди них А. Даргомыжский, дружба с которым началась еще в период постановки оперы Иван Сусанин; В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев. Творческая активность у Глинки заметно снижается, однако новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом натуральной школы, не прошли мимо его внимания и определили направление дальнейших художественных поисков. Он начинает работу над программной симфонией Тарас Бульба и оперой-драмой Двумужница (по А. Шаховскому, не законч.). Одновременно возник интерес к полифоническому искусству эпохи Возрождения, мысль о возможности связать Фугу западную с условиями нашей му з ы к и узами законного брака. Это вновь привело Глинку в 1856 г. в Берлин к 3. Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено было завершиться... Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки. /О. Аверьянова/