Жизнеописание Моцарта

Моцарт

Индекс материала
Жизнеописание Моцарта
Годы отрочества и юности. Поездка в Вену.
Начало творческой зрелости.
Последние годы жизни
Все страницы

Детские годы.

Зальцбург.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге. Зальцбург, расположенный в районе Альп, представлял собой в то время столицу маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ, сочетавший духовную и светскую власть.
Раннее детство Вольфганг провел в Зальцбурге, где он вслушивался в народные песни, был свидетелем представлений народных театров, странствовавших по городам и деревням Австрии и Германии. Живописна природа, окружающая Зальцбург: горы, реки, обилие садов и лесов — все это будило творческое воображение ребенка. Эти первые впечатления сознательной жизни определили в дальнейшем характер и содержание музыки Моцарта.

 

Семья Моцарта.

Родился Моцарт в семье крупного музыканта. Отец его, Леопольд Моцарт, родом из немецкого города Аугсбурга, был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. Школа скрипичной игры, изданная Леопольдом Моцартом, пользовалась популярностью не только в Австрии и Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Работал он в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн, а затем (с начала 40-х годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый оркестр зальцбургского архиепископа.

Одаренность Моцарта.

Феноменальная, ни с чем не сравнимая природная музыкальная одаренность Вольфганга стала предметом многочисленных рассказов, в которых правда часто перемешана с вымыслом. Однако несомненно, что в великом пантеоне музыкальных гениев едва ли найдется другой композитор, обнаруживший в столь раннем возрасте музыкальную одаренность, подобную Моцарту. Чрезвычайно талантлива была и старшая сестра Моцарта Мария-Анна (Наннерль, как ее называли дома). Отец, дочь и сын составляли блестящее трио музыкантов. Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. Моцарт учился игре на клавесине, органе и скрипке. Уже в трехлетнем возрасте он вслушивался в отдельные звуки, строил аккорды, импровизировал, воспроизводил услышанную музыку. Память и слух Моцарта поражали всех окружающих. Друг дома Моцартов, придворный трубач в Зальцбурге И. А. Шахтнер, рассказывает несколько фактов из детства Моцарта, свидетелем
которых он сам был.
Однажды отец Моцарта пришел домой в сопровождении Шахтнера. Четырехлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает, мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Отец взял лист нотной бумаги и увидел написанные детским почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру показалось, что это детская
шалость. Но когда он начал всматриваться, у него из глаз потекли слезы радости. «Смотрите, господин Шахтнер, — обратился он к другу, — как все здесь правильно и со смыслом». Так в четырехлетнем возрасте Моцарт сочинил концерт для клавесина.

Шахтнер рассказывает далее, что Моцарт очень любил его скрипку за ее нежный и сочный звук. Однажды, когда Моцарту было семь лет, он играл на этой скрипке. Через один или два дня он упражнялся на своей собственной скрипке. Когда Шахтнер застал его за этим занятием, Моцарт   прервал   игру   и   сказал,   что   его скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, чем та, на которой он играл два дня тому назад. Шахтнер засмеялся, но отец, зная поразительный слух и память Вольфганга, попросил Шахтнера принести свою скрипку, не перестраивая ее. Оба убедились в том, что Вольфганг был прав.

 

Концерты в Мюнхене и Вене.

С 1762 года (Моцарту было   шесть   лет)   начались   концертные   выступления Вольфганга и  Наннерль  в разных  городах и странах Европы. Совсем юные музыканты дали ряд концертоз в Мюнхене. Через несколько месяцев отец, выхлопотав себе отпуск у зальцбургского архиепископа, повез всю семью в Вену, которая была  в то время  крупнейшим музыкальным   центром.   При   императорском   дворе, а также во дворцах венских вельмож, существовали оркестровые и хоровые капеллы, для  руководства  которыми приглашались выдающиеся музыканты.
Лучшие виртуозы принимали участие в этих концертах. Поразительное   искусство   Вольфганга   должно   было   произвести большое впечатление в Вене, на чго возлагал надежды отец Моцарта. А  успех в такой  музыкальной столице, как  Вена, сулил   молодому  артисту  европейскую  известность и славу.
Концерты, данные детьми Леопольда Моцарта в Вене, действительно, произвели фурор. Музыкальная семья Моцартов   была   приглашена   ко   двору   в   Шенбрун — летнюю резиденцию австрийского императора. Там каждый день Вольфганг и Наннерль играли то порознь, то вместе в четыре руки.
Феноменальное искусство Вольфганга вызывало бурю восторгов. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.

 

Поездка в Париж.

Отпуск отца кончился, и семья вернулась в Зальцбург в самом начале 1763 года. Летом этого же года, снова испросив отпуск у архиепископа, Л. Моцарт с детьми предпринял более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. По дороге во Францию семья посетила ряд немецких городов — Мюнхен, Аугсбург, Людвигсбург, Гейдельберг, Майнц, Франкфурт,  Кобленц. Бонн, Кельн, Аахен. где Вольфганг и Наннерль давали концерты, вызывавшие шумный успех. Дети играли не только в городах, но и в поместьях, куда на лето выезжала местная аристократия.
Несмотря на все триумфы и восторги публики, для детей такая жизнь была чрезвычайно тяжела. Их бесчеловечно эксплуатировали, заставляли без отдыха разъезжать по разным городам и странам, играть и импровизировать по многу часов подряд (концерты в то время длились четыре-пять часов). Все это было крайне изнурительно для хрупкого организма ребенка.

Парижские впечатления.

В ноябре 1763 года семья Моцартов приехала в Париж. Приобщение Моцарта к музыкальной жизни французской столицы, несомненно, расширило его художественный кругозор.
В Париже он познакомился с шедеврами музыкального искусства, слушал знаменитых виртуозов, симфоническую музыку, в Версале вместе с отцом и сестрой посещал концерты церковно-хоровой и органной музыки.
Сам Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.

 

Лондон. Знакомство и общение с Иоганном Христианом Бахом.

Ободренный  успехами  пятимесячного  пребывания  в Париже, Л. Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон.  В  Англии после смерти Пёрселла уже не   было   своих   национальных   композиторов   мирового значения, и,
несмотря на это, в XVIII веке Лондон был городом высокоразвитой  музыкальной  культуры, в  котором имелись превосходные хоровые и оркестровые капеллы и оперные театры. Лондон привлекал многих зарубежных   композиторов— немецких, австрийских, итальянских, живших там подолгу и даже считавших английскую столицу своей второй родиной. Маленький Моцарт слушал в Лондоне в превосходном исполнении оратории Генделя, ставшего с тех пор одним из его любимейших композиторов. В Лондоне жил и работал выдающийся немецкий композитор Иоганн Христиан Бах — младший сын   великого  Иоганна   Себастьяна   Баха.   Он   в  молодости   покинул   Германию,  получил  музыкальное  образование   в   Италии,   где   написал   большое   количество итальянских опер seria. В 1762 году И. X. Бах переехал в Лондон, с которым связана зрелая и лучшая пора его творческой деятельности. В Лондоне были поставлены его итальянские оперы, здесь же он создал множество симфоний, концертов, камерных произведений.
В    Лондоне    Вольфганг    близко    познакомился    с И.   X.   Бахом,   и,   несмотря   на   различие   в   возрасте, И.  X.  Бах вел с ним длительные беседы о музыке, знакомил    со   своими    произведениями    и    с   творчеством великих   мастеров   настоящего    и    прошлого,  играл   с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба они импровизировали.  Все  это  были  впечатления,  оставившие  значительный  след   в  творческом   развитии   восьмилетнего Моцарта. Общение с И.  X.  Бахом  и знакомство с его произведениями имело для Моцарта исключительно важное   значение.   Его  привлекали  простота  и   искренность музыки И.  X. Баха,  ясность и пластичность певучих мелодий,  близких   итальянской  оперной  и инструментальной  кантилене,  стройность  формы.  Особенно неотразимое    впечатление    произвели    на    Моцарта    симфонии И.   X.   Баха.  Под  его  влиянием  Моцарт написал  свои первые   симфонии,  с  успехом   исполненные  в  Лондоне публично,  ряд сочинений  для  клавесина   и  других  инструментов.
Год с лишним прожила семья Моцарта в Лондоне, за это время дети дали много концертов как для широкой  публики, так и  при  королевском  дворе.  Но  этим концертные триумфы не завершились. Получив приглашение из Голландии, Моцарты посетили Гаагу, Амстердам   и другие города.  Девять  месяцев они  провели  в Голландии. За это время Моцарт написал много новых произведений;   среди   них  одна  симфония,   шесть сонат для   клавесина   и   скрипки,   сборник  клавесинных  каприччио.

 

Возвращение в Зальцбург.

Но пора было возвращаться домой. Срок отпуска Леопольда Моцарта давно истек, и зальцбургский архиепископ выражал недовольство. По дороге домой семья Моцартов снова посетила Париж и другие французские города, затем через Швейцарию и Германию вернулась в Зальцбург (в ноябре 1766 года). Во всех городах дети непрерывно концертировали. Три с лишним года продолжалось это большое концертное турне.

Занятия с отцом.

Леопольд Моцарт достиг своей цели: продолжительная концертная поездка принесла значительные материальные средства. Но нужно было серьезно подумать о систематических занятиях Вольфганга. Он уже был автором большого числа произведений разных жанров, многое постиг в области музыкальной теории. Но все эти знания и навыки нужно было привести в порядок, развить композиторскую технику молодого Моцарта, довести ее до самой высокой степени совершенства. И отец стал заниматься с Вольфгангом контрапунктом строгого стиля.

 

Участие в коллективной оратории.

Зная о композиторских успехах десятилетнего Вольфганга, архиепископ зальцбургский привлек его к участию в сочинении коллективной праздничной оратории; Моцарту была заказана первая часть. Вторая часть оратории была написана Михаэлем Гайдном — младшим братом Йозефа Гайдна. Чтобы испытать Вольфганга и лишить его помощи отца, архиепископ во время сочинения оратории держал его целую неделю взаперти у себя в замке. Моцарт блестяще выполнил задание, и написанная им часть оратории при публичном исполнении имела большой успех.

 

Первая опера.

В мае 1767 года, по случаю окончания учебного года в зальцбургском университете, Моцарт написал оперу на латинский текст «Аполлон и Гиацинт», исполненную силами студентов. Знакомый с многочисленными итальянскими операми, которые он слышал в разных странах, Моцарт в этой первой своей опере, написанной в одиннадцатилетнем возрасте, подражал итальянским  образцам.

 



Рейтинг@Mail.ru