Жизнеописание Моцарта - Последние годы жизни

Моцарт

Индекс материала
Жизнеописание Моцарта
Годы отрочества и юности. Поездка в Вену.
Начало творческой зрелости.
Последние годы жизни
Все страницы

Три последние симфонии.

В течение лета  1788 года Моцарт написал три  последние величайшие симфонии: симфонию  ми-бемоль   мажор,   проникнутую  танцевальными   ритмами   и   интонациями:  лирико-драматическую симфонию соль минор, самую популярную из симфоний Моиарта, по своей задушевности и лирической взволнованности   представляющую   собой   уникальное   явление в симфонической  музыке XVIII века  и предвосхищающую  многое  в  романтическом   симфонизме  XIX   века; монументальную симфонию до мажор (получившую навание «Юпитер»)   с грандиозным   финалом,   сочетающим сонатную форму с тройной фугой. В этих симфониях уже полностью решена  проблема единства  и  целостности симфонического цикла.
Материальное положение семьи Моцарта не улучшилось. Нечеловеческая перенапряженность в работе, постоянные материальные невзгоды угнетали, приводили в отчаяние великого композитора и постепенно подтачивали его организм. Чтобы облегчить свое положение, Моцарт предпринимал концертные поездки. Но они приносили ему мало дохода. Заказов на оперу давно не было.

«Так поступают  все».

Лишь в  начале   1790 года   и Вене была поставлена новая опера buffa Моцарта «Cosi fan tiitte» («Так поступают все») на либретто да Понте, написанная в необычайно короткий срок по заказу венского театра. Опера «Так поступают все» по сравнению со «Свадьбой  Фигаро»  и «Дон-Жуаном»  ничего  принципиально  нового  не   вносит.   По  своей   проблематике она даже является менее значительным произведением. чем обе предшествующие оперы Моиарта, несмотря пл очарование  музыки  и  мастерство  музыкальной драматургии. Но если в идейном отношении эта опера уступает «Свадьбе Фигаро» и «Дон-Жуану», то по яркости и индивидуальной конкретности  музыкальных характеристик, по психологической тонкости и мастерству ансамблевого письма она  развивает принципы моцартовской музыкальной драматургии. Премьера оперы в январе  1790 гола  прошла со средним  успехом. Эта веселая опера Моцарта с рядом забавных сценических ситуаций находилась в резком несоответствии с судьбой самого композитора: его материальные дела находились в тяжелом состоянии; редкие выступления не обеспечивали необходимого жизненного минимума.

«Милосердие Тита».

В это время ему на помощь снова пришла Прага. Летом 1791 года по случаю коронования Леопольда II королем Чехии Моцарту была заказана опера seria «Милосердие Тита» на либретто Ме-тастазио. Однако постановка этой оперы не вызвала особенного энтузиазма, да и в творчестве Моцарта, несмотря на музыкальные красоты, она занимает второстепенное место и не вошла прочно в репертуар театров. Самый жанр оперы seria на мифологические или древ-неисторические сюжеты, как и тип либретто, созданный Метастазио, к концу XVIII века уже изжил себя. Для Моцарта «Милосердие Тита» явилось в значительной степени вынужденной обстоятельствами работой.

«Волшебная   флейта».

Последняя   опера   Моцарта «Волшебная   флейта» — одно   из  величайших   созданий его гения. По предложению Шиканедера, желавшего постановкой оперы на сказочно-волшебный сюжет поправить  свои  пошатнувшиеся  дела,  Моцарт  принялся  за «Волшебную   флейту».   Шиканедер,   создавая   либретто оперы, использовал поэму-сказку Виланда «Лулу», подвергнув ее значительным изменениям, которые осуществлялись в процессе совместной работы Моцарта и Шиканедера.   Так,    волшебник   Зорастро,    первоначально задуманный в соответствии со сказкой Виланда как олицетворение злой силы, превратился в мудрого носителя светлого начала; и наоборот, добрая фея и страдающая мать превратилась в Царицу Ночи — символ тьмы, зла и  коварства. Но при этом была полностью сохранена гуманистическая   идея   сказки,   привлекшая   Моцарта: борьба добра и зла, света и тьмы и торжество добрых, светлых сил. Несмотря на детскую наивность сюжета, отсутствие логической мотивировки в развитии действия, в «Волшебной флейте» в сказочной форме воплощены передовые морально-этические идеалы, близкие Моцарту.Поэтому Гёте высоко ценил либретто «Волшебной флейты» и даже сделал попытку написать его продолжение.
Моцарта привлекала также возможность снова обратиться к жанру зингшпиля. «Волшебная флейта», завершая развитие австрийского зингшпиля в XVIII веке, одновременно содержит в себе предпосылки немецкой романтической оперы, зародившейся в начале XIX века.
В «Волшебной флейте» нашли отражение некоторые идеи масонства — религиозно-этического течения, к которому принадлежал Шиканедер и отчасти Моцарт, в последние годы жизни написавший несколько масонских кантат. Моцарт, чуждый мистической стороны учения масонских лож, не разбиравшийся в их политических интригах, воспринял и отразил передовые стороны масонства: стремление к всеобщему братству и любви, победу света и разума над мраком.
И все же содержание «Волшебной флейты» не сводится к масонству, оно гораздо шире, и в нем не отразилась мистическая сторона масонского учения. Опера эта представляет собой глубокую философскую сказку; в музыке ярко противопоставляются образы света и тьмы, с гениальной психологической проникновенностью выражены чувства любящих друг друга Тамино и Па-мины; не менее ярки простодушно-комедийные образы Папагено и Папагены — подлинных персонажей австрийско-немецкого народного театра. Так в оперном творчестве Моцарта на вершине его мастерства сохраняются связи с национальным народным театром, а персонажи сказки становятся живыми людьми, наделенными определенными индивидуальными чертами.
Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта (30 сентября 1791 года). Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в черное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт его больше не видел. Это посещение произвело на него подавляющее впечатление: давно уже испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее все это объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегг цу Штуппах, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их   за   бесценок   и   издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта.

Реквием.

С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за Реквием — свое последнее произведение, — сочиняя его одновременно с «Волшебной флейтой». Моцарту не удалось закончить Реквием: работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.
Реквием — одно из величайших созданий гениального композитора. Написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, он по своей музыке выходит за рамки богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека.
Скончался  Моцарт  в  ночь  с  4-го   на  5-е  декабря 1791 года (на тридцать шестом году жизни). За несколько' часов до смерти он напевал песенку Папагено «Известный   всем   я   птицелов»   из   «Волшебной   флейты». Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором    Сальери,    который,    действительно,   завидовал  гению Моцарта, и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства  этой  версии  отсутствуют, — она основывается лишь на устных данных, в частности на том, что будто сам Сальери, умирая, находясь уже в состоянии психического расстройства, сознался в убийстве Моцарта. Все это еще не дает научных оснований для подтверждения страшного  преступления.   Поэтому   многими   музыковедами факт отравления Моцарта оспаривается.
Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Из-за отсутствия материальных средств у его осиротевшей семьи великий композитор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное место его погребения до сих пор неизвестно. В день похорон разыгралась непогода, и никто из родных и близких усопшего не дошел до кладбища. Убитая горем вдова Моцарта Констанца не в состоянии была выйти на улицу. Так тихо, незаметно был похоронен великий гений, музыка которого доставляет столько художественного наслаждения человечеству.



Рейтинг@Mail.ru