Жизнеописание Моцарта

Моцарт

Индекс материала
Жизнеописание Моцарта
Годы отрочества и юности. Поездка в Вену.
Начало творческой зрелости.
Последние годы жизни
Все страницы

Детские годы.

Зальцбург.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге. Зальцбург, расположенный в районе Альп, представлял собой в то время столицу маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ, сочетавший духовную и светскую власть.
Раннее детство Вольфганг провел в Зальцбурге, где он вслушивался в народные песни, был свидетелем представлений народных театров, странствовавших по городам и деревням Австрии и Германии. Живописна природа, окружающая Зальцбург: горы, реки, обилие садов и лесов — все это будило творческое воображение ребенка. Эти первые впечатления сознательной жизни определили в дальнейшем характер и содержание музыки Моцарта.

 

Семья Моцарта.

Родился Моцарт в семье крупного музыканта. Отец его, Леопольд Моцарт, родом из немецкого города Аугсбурга, был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. Школа скрипичной игры, изданная Леопольдом Моцартом, пользовалась популярностью не только в Австрии и Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Работал он в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн, а затем (с начала 40-х годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый оркестр зальцбургского архиепископа.

Одаренность Моцарта.

Феноменальная, ни с чем не сравнимая природная музыкальная одаренность Вольфганга стала предметом многочисленных рассказов, в которых правда часто перемешана с вымыслом. Однако несомненно, что в великом пантеоне музыкальных гениев едва ли найдется другой композитор, обнаруживший в столь раннем возрасте музыкальную одаренность, подобную Моцарту. Чрезвычайно талантлива была и старшая сестра Моцарта Мария-Анна (Наннерль, как ее называли дома). Отец, дочь и сын составляли блестящее трио музыкантов. Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. Моцарт учился игре на клавесине, органе и скрипке. Уже в трехлетнем возрасте он вслушивался в отдельные звуки, строил аккорды, импровизировал, воспроизводил услышанную музыку. Память и слух Моцарта поражали всех окружающих. Друг дома Моцартов, придворный трубач в Зальцбурге И. А. Шахтнер, рассказывает несколько фактов из детства Моцарта, свидетелем
которых он сам был.
Однажды отец Моцарта пришел домой в сопровождении Шахтнера. Четырехлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает, мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Отец взял лист нотной бумаги и увидел написанные детским почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру показалось, что это детская
шалость. Но когда он начал всматриваться, у него из глаз потекли слезы радости. «Смотрите, господин Шахтнер, — обратился он к другу, — как все здесь правильно и со смыслом». Так в четырехлетнем возрасте Моцарт сочинил концерт для клавесина.

Шахтнер рассказывает далее, что Моцарт очень любил его скрипку за ее нежный и сочный звук. Однажды, когда Моцарту было семь лет, он играл на этой скрипке. Через один или два дня он упражнялся на своей собственной скрипке. Когда Шахтнер застал его за этим занятием, Моцарт   прервал   игру   и   сказал,   что   его скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, чем та, на которой он играл два дня тому назад. Шахтнер засмеялся, но отец, зная поразительный слух и память Вольфганга, попросил Шахтнера принести свою скрипку, не перестраивая ее. Оба убедились в том, что Вольфганг был прав.

 

Концерты в Мюнхене и Вене.

С 1762 года (Моцарту было   шесть   лет)   начались   концертные   выступления Вольфганга и  Наннерль  в разных  городах и странах Европы. Совсем юные музыканты дали ряд концертоз в Мюнхене. Через несколько месяцев отец, выхлопотав себе отпуск у зальцбургского архиепископа, повез всю семью в Вену, которая была  в то время  крупнейшим музыкальным   центром.   При   императорском   дворе, а также во дворцах венских вельмож, существовали оркестровые и хоровые капеллы, для  руководства  которыми приглашались выдающиеся музыканты.
Лучшие виртуозы принимали участие в этих концертах. Поразительное   искусство   Вольфганга   должно   было   произвести большое впечатление в Вене, на чго возлагал надежды отец Моцарта. А  успех в такой  музыкальной столице, как  Вена, сулил   молодому  артисту  европейскую  известность и славу.
Концерты, данные детьми Леопольда Моцарта в Вене, действительно, произвели фурор. Музыкальная семья Моцартов   была   приглашена   ко   двору   в   Шенбрун — летнюю резиденцию австрийского императора. Там каждый день Вольфганг и Наннерль играли то порознь, то вместе в четыре руки.
Феноменальное искусство Вольфганга вызывало бурю восторгов. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.

 

Поездка в Париж.

Отпуск отца кончился, и семья вернулась в Зальцбург в самом начале 1763 года. Летом этого же года, снова испросив отпуск у архиепископа, Л. Моцарт с детьми предпринял более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. По дороге во Францию семья посетила ряд немецких городов — Мюнхен, Аугсбург, Людвигсбург, Гейдельберг, Майнц, Франкфурт,  Кобленц. Бонн, Кельн, Аахен. где Вольфганг и Наннерль давали концерты, вызывавшие шумный успех. Дети играли не только в городах, но и в поместьях, куда на лето выезжала местная аристократия.
Несмотря на все триумфы и восторги публики, для детей такая жизнь была чрезвычайно тяжела. Их бесчеловечно эксплуатировали, заставляли без отдыха разъезжать по разным городам и странам, играть и импровизировать по многу часов подряд (концерты в то время длились четыре-пять часов). Все это было крайне изнурительно для хрупкого организма ребенка.

Парижские впечатления.

В ноябре 1763 года семья Моцартов приехала в Париж. Приобщение Моцарта к музыкальной жизни французской столицы, несомненно, расширило его художественный кругозор.
В Париже он познакомился с шедеврами музыкального искусства, слушал знаменитых виртуозов, симфоническую музыку, в Версале вместе с отцом и сестрой посещал концерты церковно-хоровой и органной музыки.
Сам Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.

 

Лондон. Знакомство и общение с Иоганном Христианом Бахом.

Ободренный  успехами  пятимесячного  пребывания  в Париже, Л. Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон.  В  Англии после смерти Пёрселла уже не   было   своих   национальных   композиторов   мирового значения, и,
несмотря на это, в XVIII веке Лондон был городом высокоразвитой  музыкальной  культуры, в  котором имелись превосходные хоровые и оркестровые капеллы и оперные театры. Лондон привлекал многих зарубежных   композиторов— немецких, австрийских, итальянских, живших там подолгу и даже считавших английскую столицу своей второй родиной. Маленький Моцарт слушал в Лондоне в превосходном исполнении оратории Генделя, ставшего с тех пор одним из его любимейших композиторов. В Лондоне жил и работал выдающийся немецкий композитор Иоганн Христиан Бах — младший сын   великого  Иоганна   Себастьяна   Баха.   Он   в  молодости   покинул   Германию,  получил  музыкальное  образование   в   Италии,   где   написал   большое   количество итальянских опер seria. В 1762 году И. X. Бах переехал в Лондон, с которым связана зрелая и лучшая пора его творческой деятельности. В Лондоне были поставлены его итальянские оперы, здесь же он создал множество симфоний, концертов, камерных произведений.
В    Лондоне    Вольфганг    близко    познакомился    с И.   X.   Бахом,   и,   несмотря   на   различие   в   возрасте, И.  X.  Бах вел с ним длительные беседы о музыке, знакомил    со   своими    произведениями    и    с   творчеством великих   мастеров   настоящего    и    прошлого,  играл   с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба они импровизировали.  Все  это  были  впечатления,  оставившие  значительный  след   в  творческом   развитии   восьмилетнего Моцарта. Общение с И.  X.  Бахом  и знакомство с его произведениями имело для Моцарта исключительно важное   значение.   Его  привлекали  простота  и   искренность музыки И.  X. Баха,  ясность и пластичность певучих мелодий,  близких   итальянской  оперной  и инструментальной  кантилене,  стройность  формы.  Особенно неотразимое    впечатление    произвели    на    Моцарта    симфонии И.   X.   Баха.  Под  его  влиянием  Моцарт написал  свои первые   симфонии,  с  успехом   исполненные  в  Лондоне публично,  ряд сочинений  для  клавесина   и  других  инструментов.
Год с лишним прожила семья Моцарта в Лондоне, за это время дети дали много концертов как для широкой  публики, так и  при  королевском  дворе.  Но  этим концертные триумфы не завершились. Получив приглашение из Голландии, Моцарты посетили Гаагу, Амстердам   и другие города.  Девять  месяцев они  провели  в Голландии. За это время Моцарт написал много новых произведений;   среди   них  одна  симфония,   шесть сонат для   клавесина   и   скрипки,   сборник  клавесинных  каприччио.

 

Возвращение в Зальцбург.

Но пора было возвращаться домой. Срок отпуска Леопольда Моцарта давно истек, и зальцбургский архиепископ выражал недовольство. По дороге домой семья Моцартов снова посетила Париж и другие французские города, затем через Швейцарию и Германию вернулась в Зальцбург (в ноябре 1766 года). Во всех городах дети непрерывно концертировали. Три с лишним года продолжалось это большое концертное турне.

Занятия с отцом.

Леопольд Моцарт достиг своей цели: продолжительная концертная поездка принесла значительные материальные средства. Но нужно было серьезно подумать о систематических занятиях Вольфганга. Он уже был автором большого числа произведений разных жанров, многое постиг в области музыкальной теории. Но все эти знания и навыки нужно было привести в порядок, развить композиторскую технику молодого Моцарта, довести ее до самой высокой степени совершенства. И отец стал заниматься с Вольфгангом контрапунктом строгого стиля.

 

Участие в коллективной оратории.

Зная о композиторских успехах десятилетнего Вольфганга, архиепископ зальцбургский привлек его к участию в сочинении коллективной праздничной оратории; Моцарту была заказана первая часть. Вторая часть оратории была написана Михаэлем Гайдном — младшим братом Йозефа Гайдна. Чтобы испытать Вольфганга и лишить его помощи отца, архиепископ во время сочинения оратории держал его целую неделю взаперти у себя в замке. Моцарт блестяще выполнил задание, и написанная им часть оратории при публичном исполнении имела большой успех.

 

Первая опера.

В мае 1767 года, по случаю окончания учебного года в зальцбургском университете, Моцарт написал оперу на латинский текст «Аполлон и Гиацинт», исполненную силами студентов. Знакомый с многочисленными итальянскими операми, которые он слышал в разных странах, Моцарт в этой первой своей опере, написанной в одиннадцатилетнем возрасте, подражал итальянским  образцам.

 


 

В сентябре 1767 года семья Моцартов снова выехала в Вену, где брат и сестра должны были играть по случаю бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским королем. Но на этот раз Моцартам не повезло: эрцгерцогиня умерла от оспы и торжества расстроились. Благодаря стечению и других обстоятельств (свертывание концертной жизни в аристократическом обществе и замена концертов общественными балами) Моцарты в течение зимы 1768 года почти не выступали в Вене публично. Лишь русский князь Голицын, бывший послом в Вене, устроил у себя большую «академию» в честь юных артистов.

 

Опера Моцарта «Мнимая простушка».

Во время пребывания Моцарта в Вене его творчество было чрезвычайно  интенсивно  главным  образом   в  области  оперы. По заказу директора венского придворного театра Моцарт в короткий срок (с апреля по июль 1768 года) написал итальянскую оперу buffa — «Мнимая простушка» («La finta semplice»)  на либретто выдающегося итальянского драматурга Гольдони, переработанное и дополненное  придворным   поэтом   Кольтеллини.  Однако,   несмотря на подготовку спектакля, на восторженный прием оперы певцами, с увлечением  разучивавшими свои партии, премьера так и не состоялась. Причиной тому были  интриги,  затеянные против Моцарта.  Некоторые профессионалы музыканты, завидовавшие Моцарту, достигшему в двенадцатилетнем возрасте европейской известности, старались помешать постановке оперы. Премьера все больше оттягивалась и в конце концов была вовсе отменена.
Моцарт, потративший на сочинение оперы много энергии и труда, был очень огорчен. К этому присоединились материальные трудности: деньги, заработанные во время большой концертной поездки предшествующих лет, были на исходе, зальцбургский архиепископ прекратил выплату жалованья отцу. Некоторым облегчением явился новый заказ на оперу, исходивший уже не от театра, а от частного лица.

 

«Бастьен и Бастьенна».

Доктор Антон Месмер, по специальности гипнотизер, заказал Моцарту для своего домашнего театра маленький одноактный зингшпиль «Бастьен и Бастьенна». Либретто зингшпиля представляло собой немецкий вариант известной оперы Ж.-Ж.Руссо «Деревенский колдун». Это — несложная история размолвки двух влюбленных и их примирения, устроенного старым крестьянином, притворяющимся колдуном. Жизнь крестьян и крестьянок, данная несколько идиллически,  миниатюрные  арии и  ансамбли  народно-песенного склада придают опере характер наивной простоты. В музыке зингшпиля уже слышны мелодические обороты, встречающиеся в произведениях Моцарта последующих десятилетий.

 

Другие сочинения в период жизни Моцарта в Вене.

Так в двенадцатилетнем возрасте Моцарт был автором двух опер разных жанров — оперы buffa и зингшпиля. Но не только оперы писал Моцарт в Вене. Здесь возникли и три новые симфонии, явившиеся значительным шагом вперед по сравнению с симфониями, созданными в Лондоне. В Вене Моцарт написал еще ряд произведений, в том числе торжественную мессу, которой он сам и продирижировал.

Снова в Зальцбурге.

В начале 1769 года семья Моцартов вернулась в Зальцбург, где Вольфганг продолжал занятия контрапунктом под руководством отца. По распоряжению архиепископа в Зальцбурге была поставлена опера Моцарта «Мнимая простушка», которую ему не пришлось увидеть в Вене. Архиепископу опера понравилась, и он присвоил Вольфгангу титул придворного концертмейстера.Так как при дворе архиепископа культивировалась преимущественно духовная музыка, Моцарт за короткое время пребывания в Зальцбурге написал ряд культовых произведений: две мессы, «Те Deum»  для хора и оркестра, офферторий. Будучи придворным концертмейстером, он вынужден был писать для придворных балов менуэты и другие танцы, соединявшиеся в оркестровые сюиты и известные под названиями серенад и дивертисментов. Однако, вопреки их непосредственному назначению, эти произведения, темы которых носят явный народно-танцевальный или песенный характер, выходят за рамки развлекательно-бытовой музыки и приближаются к жанру симфонии. В сюиту обычно входили два менуэта. Первые части в сюитах — маленькие сонатные allegro с контрастными темами и лаконичной разработкой; медленные части напоминают лирический романс, а финалы представляют собой оживленные, веселые рондо.
( «Те   Deum   laudaumus» — в   переводе   «Тебя,   бога,   хвалим». а Офферторий — форма католической службы.)


Поездка в Италию.

В декабре 1769 года Моцарты предприняли большую концертную поездку в Италию, где Вольфганг еще не бывал.
Огромный успех сопровождал Моцарта в Вероне и Мантуе, где он показывал свое искусство во всем его поразительном богатстве и мастерстве: сидя за клавесином, Моцарт дирижировал своими симфониями, играл на клавесине и на скрипке, импровизировал сонаты и фуги, а также сопровождения к ариям.
То же повторилось в Кремоне и Милане. Граф Фирмиан (генерал-губернатор Ломбардии) устроил в своем миланском дворце блестящий вечер, на котором он хотел продемонстрировать искусство Моцарта в присутствии изысканного общества. К этому вечеру Моцарт должен был сочинить три арии и речитатив на тексты Метастазио. Убедившись в умении Моцарта писать драматическую музыку, оперный театр в Милане заказал ему оперу для постановки во время рождественских дней. Это была   опера   seria   «Митридат — царь   Понтийскип»   по трагедии Расина.
Так как в распоряжении Моцарта было девять месяцев, он мог совмещать сочинение оперы с концертами в других городах Италии. В марте 1770 года Вольфганг вместе с отцом выехал из Милана в Болонью. По дороге он написал свой первый квартет.

 

Болонья. Занятия с падре Мартини.

Болонья явилась важным этапом на пути большого итальянского путешествия Моцарта. В этом городе находилась знаменитая музыкальная академия, наиболее выдающимся представителем которой был падре Мартини (теоретик, историк музыки, композитор) — автор преимущественно церковных произведений в контрапунктическом стиле, учитель многих замечательных музыкантов XVIII века. Моцарт стремился усовершенствовать свою композиторскую технику под руководством этого образованного педагога. К каждому посещению Мартини он писал фугу,   приводившую   мастера   контрапункта   в   большой
восторг.

 

Выступления в Италии.

Много выступал Моцарт во Флоренции, Риме и Неаполе. Во всех городах Италии Моцарт посещал картинные галереи, музеи, осматривал исторические памятники, слушал в театрах итальянские оперы. Тесное и непосредственное соприкосновение с  итальянской  оперной   культурой  помогло  Моцарту  в работе над оперой «Митридат — царь Понтийский».
В биографиях Моцарта рассказывается случай, свидетельствующий о поразительном музыкальном слухе и памяти юного музыканта. В Риме на страстной неделе Леопольд и Вольфганг Моцарты посетили Сикстинскую капеллу, где исполнялось большое многоголосное произведение Грегорио Аллегри «Miserere» *. Это духовное сочинение, написанное для двух хоров, исполнялось два раза в году (на страстной неделе) и являлось монополией собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и распространять «Miserere» не разрешалось. Моцарт, прослушавший произведение один раз, придя домой, целиком записал его по памяти, не сделав ни единой ошибки. Так Моцарт способствовал распространению музыки, считавшейся священной собственностью римского папы. (Грегорио Аллегри — итальянский композитор палестриновской школы, бывший с 1629 до 1640 года членом папской капеллы в Риме.)

 

Моцарт — член Болонской академии.

После Рима и Неаполя Моцарты вернулись в Болонью, где Вольфганг в течение двух месяцев продолжал занятия контрапунктом под руководством падре Мартини. Пребывание в Болонье ознаменовалось важным событием: четырнадцатилетнего Моцарта приняли в члены Болонской академии, чем была ему оказана честь, которой удостаивались очень немногие композиторы.

 

«Митридат—царь Понтийский».

В Болонье Моцарт закончил оперу seria «Митридат — царь Понтийский», поставленную в Милане в конце декабря 1770
года. Сюжет «Митридата» заимствован из древней истории и основан на борьбе понтийского царя Митридата против римского владычества. В результате успеха оперы Филармоническая академия в Вероне также избрала Моцарта своим членом.По дороге домой отец и сын посетили Турин, Венецию и Падую.

 

«Асканио в Альбе».

В Зальцбург Вольфганг вернулся, имея из Милана новый заказ на оперу для карнавала 1771 года. Но выполнение этого заказа отодвинулось в связи с более срочным творческим заданием. Для придворного празднества в Милане Моцарт должен был написать театрализованную серенаду в характере пасторальной   аллегории   с   пением   и   балетными  сценами «Асканио в Альбе». В связи с постановкой этого произведения он снова приехал в Милан. И здесь Моцарта сопровождал шумный успех. Но наряду с этим он испытал горечь и обиду. Австрийская императрица, заказавшая Моцарту серенаду и даже сделавшая ему ценный подарок, писала эрцгерцогу неаполитанскому. «Вы просите у меня взять в услужение молодого зальцбуржца. Не знаю для чего это, так как не думаю, чтобы вы нуждались   в   композиторах   или   других ненужных людях. Если это все же доставит вам удовольствие, не хочу вас удерживать. Говорю это затем, чтобы вы не обременяли себя людьми бесполезными и никогда не давали такого сорта людям звания вашего служащего. Служба обесценивается, когда люди рыскают по свету, как нищие; и, кроме того, у него большая семья».
Так, пока Моцарт был ребенком, он служил предметом забавы и развлечения. Но чем взрослее он делался, чем в нем больше созревал великий художник, тем пренебрежительнее становилось к нему отношение со стороны коронованных и титулованных властителей. Самолюбивый Моцарт, обладавший тонкой душевной организацией, не мог этого не чувствовать.

 

Отношения с зальцбургским архиепископом.

Триумфы в Италии были последней светлой страницей в жизненной судьбе Моцарта. В Зальцбурге его ждали неприятные перемены. Умер старый архиепископ. На его место вступил новый, граф Иероним Колоредо. Если прежний архиепископ не возражал против длительного отсутствия Моцартов, то новый хозяин в этом отношении был гораздо более крут и непреклонен. Получить у него отпуск становилось все труднее.
Правда, в первый период правления Колоредо все это еще не так ощущалось. Театрализованная серенада Моцарта «Сон Сципиона», прославлявшая нового правителя Зальцбурга, ему понравилась, и он утвердил Моцарта в звании придворного концертмейстера с приличным жалованьем. Но отношения их быстро начали меняться. Архиепископ   придирался   к   каждой   мелочи,   выражая недовольство по поводу той опеки, которой окружал отец своего гениального сына, раздражался, видя стремление Вольфганга к независимости.

 

Инструментальные сочинения.

В начале архиепископ не препятствовал свободе Вольфганга, что дало ему возможность опять выехать в Милан на постановку новой оперы «Луций Сулла». Во время пребывания в Зальцбурге Моцарт развивал свое мастерство в области инструментальной музыки, особенно симфонической. Им была написана серия серенад и дивертисментов, представляющих собой сюитные циклы бытового характера. В этот период особенно важна работа Моцарта над новыми симфониями, в которых по сравнению с предшествующими заметна большая самостоятельность мышления, тонкость и дифференцированность оркестровой ткани, мастерство полифонического развития.
Зная деспотический нрав зальцбургского архиепископа, отец решил избавить Вольфганга от неприятностей службы и устроить его при каком-нибудь итальянском дворе. Но, несмотря на успех в Милане оперы «Луций Сулла», эти попытки ни к чему не привели. Итальянская аристократия относилась скептически к самобытности творчества Моцарта, выражавшего в своей музыке сложный мир человеческих переживаний. Не получив подлинного признания в среде итальянских меценатов, Моцарт вынужден был вернуться в Зальцбург и приступить к исполнению служебных обязанностей, терпя грубое обращение архиепископа.

 

Поездка в Вену. Музыкальная жизнь австрийской столицы.

Некоторым отвлечением была поездка летом 1773 года в Вену, куда выехал архиепископ в сопровождении Моцартов. Музыкальная жизнь Вены была в этот период напряженной. Острая борьба развернулась вокруг оперного театра между партиями Глюка и приверженцами старой итальянской оперы seria, особенно в лице либреттиста Метастазио и композитора Гассе. Выдвигался итальянец Антонио Сальери, продолжавший в Вене глюковскую традицию.
Инструментальная музыка переживала расцвет. Все большую популярность приобретали в венской концертной жизни симфонии и квартеты Йозефа Гайдна, влияние которого Моцарт испытывал в этот период. Однако влияние музыки Гайдна на Моцарта, становясь всеглубже и действеннее, никогда не переходило в подражание. Ярче всего воздействие Гайдна сказалось в шести новых струнных квартетах Моцарта.  В  Вене были  написаны Моцартом хоры к драме Геблера «Тамос, король Египта». Унизительное  положение  при  дворе зальцбургского архиепископа. Осенью
Моцарты вернулись в Зальцбург. Освободиться   от   службы   у архиепископа Вольфгангу так и не удалось, и зависимое положение придворного музыканта, являвшегося фактически слугой, все больше давало себя чувствовать. Моцарт обязан был ежедневно по нескольку часов просиживать в передней в ожидании распоряжений архиепископа на данный день, писать музыку, угодную хозяину и его гостям. Малейшее невыполнение требований вызывало ярость архиепископа и унизительные оскорбления.

 

На подступах к творческой зрелости.

Несмотря на всю тяжесть зависимого положения Моцарт работал с большим напряжением. Он много сочинял, выступал как клавесинист и скрипач в оркестре. В Зальцбурге Моцарт писал симфонии, серенады и дивертисменты, духовные произведения.
Среди сочинений, созданных в этот период, выделяется симфония № 25, соль минор (1773); во многом она предвосхищает   знаменитую   соль-минорную   симфонию 1788  года.  Симфония  № 25 отличается  взволнованно-тревожным характером, драматической конфликтностью образов, скорбными настроениями, единством и целостностью концепции. Такого рода музыка, в которой жизнерадостность, характерная для симфонического жанра того времени уступила место скорбной патетике и драматизму, явилась выражением новых прогрессивных тенденций    в    европейском    искусстве   второй   половины XVIII века. Это было время «бури и натиска», вызвавшее к жизни поэзию Клопштока, «Страдания молодого Вертера» Гёте, «Разбойников» и «Коварство и любовь» Шиллера. Как и в этих великих произведениях классической литературы и драматургии, в юношеской соль-минорной симфонии Моцарта выражен внутренний мир молодого   человека,   протестующего   против   всего,   что сковывало душевные силы. Ни в одном из прежних сочинений Моцарта драматическое начало не прорывалось с такой силой, как в этой симфонии семнадцатилетнего композитора.
Из других инструментальных произведений, написанных Моцартом в эти годы, следует упомянуть «Хаффне-рову серенаду» — сюиту для оркестра, приуроченную к свадьбе дочери бургомистра Елизаветы Хаффнер. Это сочинение как по составу оркестра, так и по монументальному характеру, по контрастности образов — драматических, лирических и юмористических — отходит от бытовой музыки дивертисментов и серенад. Здесь уже стерта грань между бытовой сюитой и симфонией.

 


 

Работая в Зальцбурге, Моцарт непосредственно не соприкасался с оперным театром. Архиепископ относился к опере
враждебно, отечественная аристократия не поддерживала немецких артистов, в то же время итальянских певцов щедро оплачивала. Но и итальянские оперные театры существовали лишь в крупнейших центрах Австрии и Германии, при дворах наиболее богатых князей и вельмож.
Прирожденный оперный драматург, Моцарт испытывал все большее желание вернуться к оперному творчеству. Один из влиятельных поклонников композитора подал мысль баварскому курфюрсту заказать Моцарту оперу buffa для новогоднего карнавала 1775 года в Мюнхене. Мюнхен представлял собой одну из богатейших резиденций Германии, город оживленной общественной и культурной жизни. При дворе баварского курфюрста был оперный театр, в котором ставились преимущественно итальянские оперы seria и buffa и французские комические оперы.

 

«Мнимая садовница».

Моцарт с увлечением принялся за сочинение оперы buffa «Мнимая садовница» («La finta giardiniera») по либретто Р. Кальцабиджи, несколько переделанному и переработанному Кольтеллини. В «Мнимой садовнице» обычный буффонный сюжет, изобилующий всевозможными недоразумениями, ссорами и примирениями и с обязательным благополучным разрешением всех злоключений.
Хотя итальянская опера buffa уже достигла значительного развития, «Мнимая садовница» Моцарта оказалась впереди многих современных опер.
В декабре 1774 года Моцарт с отцом выехал из Зальцбурга в Мюнхен для подготовки «Мнимой садовницы», премьера которой состоялась 13 января 1775 года. Опера прошла с большим успехом и понравилась баварскому курфюрсту. В Мюнхене Моцарт написал по заказу курфюрста церковный мотет, сразу же разученный и исполненный силами придворной капеллы.

Кроме того, Моцарт много выступал как клавесинист. Для своих концертов он написал пять клавирных сонат (впоследствии он прибавил к этой серии шестую), которые с большим успехом исполнял при дворе курфюрста и мюнхенской знати.
Время пребывания в Мюнхене подходило к концу. Нужно было возвращаться в Зальцбург. Моцарт давно мечтал освободиться от своей унизительной службы, от тяжелой зависимости придворного музыканта. Но все это было лишь мечтой. Детские триумфы Моцарта были уже далеким прошлым, и аристократическая знать о них забыла. Кроме того, отпустив Вольфганга по его просьбе или требованию, мстительный архиепископ одновременно уволил бы и отца. Семья Моцарта оказалась бы в тяжелом материальном положении. Поэтому приходилось оставаться в Зальцбурге, терпя всю тяжесть зависимого положения.

Произведения концертного жанра.

В течение 1775— 1777 годов, проведенных в Зальцбурге, Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом,   и   серенад   для   бытового   музицирования в частных домах, написал большое количество сольных концертов. Среди них особенно выделяются скрипичные и фортепианные концерты с оркестром. Здесь Моцарт подошел к своим творческим вершинам в жанре сольного  концерта.  Совершенное  использование  возможностей солирующего инструмента, органическое сочетание виртуозности   и   выразительной   певучести инструмента (последнее не только в  медленных лирических  частях или в мелодических эпизодах крайних быстрых частей, но и в виртуозных пассажах) явилось новым и прогрессивным в развитии концертного жанра. Громадной популярностью пользуются ля-мажорный и  ре-мажорный скрипичные   концерты,   поражающие  смелостью,   яркой образностью,   красотой   тематического   материала,   изяществом и стройностью формы.

 

«Король-пастух». Поездка в Мангейм.

Моцарт был занят в эти зальцбургские годы и произведением для театра. По заказу он написал театрализованную серенаду «Король-пастух» (1775). Все же, работая над своими сочинениями, Моцарт не оставлял надежды покинуть Зальцбург. Наконец, после многократных просьб, обращенных к архиепископу и неизменно сопровождавшихся грубым отказом, осенью 1777 года Моцарт добился разрешения уехать. Отец остался исполнять свои служебные обязанности, и Моцарт поехал в Мангейм вместе с матерью.
Хотя ему и не удалось получить службу в Мангейме, но пребывание в этом городе сыграло в его жизни и творчестве весьма значительную и важную роль. Мангейм в XVIII веке был одним из крупнейших центров музыкальной жизни Германии. Здесь был знаменитый оркестр, поражавший современников своей звучностью и динамикой. Он состоял в основном из чешских музыкантов, и руководители его (Я. Стамиц, К. Рихтер, X. Каннабих и другие) были чехами. Моцарт близко сошелся со многими из этих музыкантов, жил у X. Каннабиха, который радушно принял его с матерью. Большое впечатление произвела на Моцарта поставленная в Мангейме опера Гольцбауэра «Гюнтер фон Шварцбург», явившаяся одной из ранних попыток создания немецкой национальной большой оперы. Очевидно, это обстоятельство вызвало у Моцарта (до тех пор соприкасавшегося с итальянской оперой) мысль о необходимости создания национального оперного искусства.

Связь с мангеймской симфонической школой.

Творчески восприняв лучшие достижения мангеймской симфонической школы, Моцарт еще больше обогатил свою музыку. Обострение контрастности тематического материала, увеличение диапазона динамики (резкие смены forte и piano, crescendo и giminuendo), выразительные интонации «вздохов» в медленных, лирических частях — все это связано было с воздействием мангеймской школы. Поразила Моцарта звучность кларнетов, только начавших входить в обиход симфонической музыки и впервые примененных мангеймскими симфонистами. Моцарт и Гайдн ввели кларнеты в партитуры своих последних симфоний.
В Мангейме Моцарт впервые испытал большое, глубокое чувство любви к юной начинающей певице Алои-зни Вебер, дочери суфлера мангеймского театра.
Здесь были созданы два концерта для флейты с оркестром, квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели, две клавирные сонаты, пять скрипичных сонат, ряд арий и песен.
С удовольствием слушая игру Вольфганга, заказывая ему произведения, приглашая давать уроки музыки, влиятельные  аристократы Мангейма не торопились предоставить Моцарту постоянную службу. Живя в течение длительного времени обещаниями, Моцарт в конце концов получил отказ под предлогом отсутствия вакантного места. Но музыкальная жизнь Мангейма, композиторские и исполнительские успехи, а также любовь к Алоизии Вебер были причиной того, что Моцарту трудно было расстаться с этим городом. Материальные средства, накопленные для поездки, были почти исчерпаны, ясных перспектив не было — все это заставляло отца напоминать Вольфгангу о его обязанностях перед семьей.

 

Поездка в Париж.

Моцарту пришлось решиться оставить Мангейм. Весной 1778 года он с матерью выехал в Париж, на который возлагал большие надежды. Но Моцарту пришлось испытать в Париже горькое разочарование и немало страданий. Он потерял горячо любимую мать, которая умерла на его руках летом 1778 года. Моцарт остался один в огромном городе, где уже были забыты его детские триумфы и мало кто интересовался приезжим зальцбургским музыкантом.
В Париже  оставалось  немного  друзей,   помнивших Моцарта и принимавших участие в его судьбе. Благодаря им Моцарту удалось получить несколько уроков, которые не принесли ему ни морального, ни материального удовлетворения; поиски постоянной работы не приводили к положительным результатам. Симфония Моцарта, написанная им для   знаменитой   концертной   организации (Concerts spirituels)   и исполненная в Париже, самого его не удовлетворяла, да и после мангеймского оркестра парижский оркестр казался менее гибким, податливым и разнообразным по динамике. Установить связи с оперными театрами Моцарту не удалось. Единственным театральным произведением, созданным Моцартом в Париже, явился миниатюрный балет «Безделушки».

Музыкально-театральная жизнь Парижа.

Несмотря на мытарства и горькие разочарования в Париже, Моцарт оказался там в самой гуще кипучей музыкально-театральной жизни. Он уже был художником со сложившимися эстетическими взглядами и убеждениями и мог критически разбираться в противоречиях этой жизни. Стремившийся к простоте и реализму музыкальной драматургии, к правдивому воплощению человеческих характеров и чувств, Моцарт испытывал неприязнь к перешедшей в оперу напыщенной декламации актеров французской трагедии. Большие симпатии он питал к французской комической опере с ее простыми ариеттами и романсами народного склада.

 

Моцарт и Глюк.

Сложнее было отношение Моцарта к Глюку, уже поставившему в Париже «Орфея», «Альцесту», «Ифигению в Авлиде», и к развернувшейся в это время борьбе между «глюкистами» и «пиччинистами». В своих письмах из Парижа Моцарт писал об этом очень скупо. Моцарт и Глюк принадлежали к разным направлениям европейского оперного искусства, эстетические основы их творчества были различны и во многом противоположны. Глюк стремился подчинять музыку драме, Моцарт же отводил первенство музыке. Конечно, Моцарт не мог согласиться с оперной эстетикой Глюка. Но многое у Глюка оказалось ему близким. В ряде хоровых эпизодов и сцен опер Моцарта (от «Идоменея» до «Волшебной флейты»), а также в драматических речитативах ясно ощущается  воздействие Глюка.

 

Клавирные сонаты Моцарта.

Не имея возможности получить в Париже заказ на оперу, Моцарт писал там почти исключительно инструментальную музыку. Среди многочисленных произведений выделяются «Концертная симфония» для флейты, гобоя, валторны и фагота (написанная для некоторых мангеймских музыкантов, находившихся в это время в Париже), ряд клавирных и скрипичных сонат. Именно в эти парижские месяцы 1778 года были созданы знаменитые клавирные сонаты Моцарта: ля минор, до мажор, ля мажор и другие. Новаторство Моцарта в концепции клавирной сонаты особенно проявилось в сонате ля мажор с вариациями в первой части (вместо традиционного сонатного aliegro), в основе которых лежит прекрасная по свой задушевности и простоте лирическая, певучая мелодия; финал сонаты— это популярнейшее Rondo alia turca.
Между тем отец продолжал писать гневные письма, осыпая Вольфганга бесконечными упреками и убеждая его вернуться в Зальцбург. Потеряв надежду устроиться в Париже, Моцарт вынужден был покинуть Францию.

Обострение отношений между Моцартом и зальцбургским архиепископом.

Два года продолжалась унизительная служба Моцарта   у   зальцбургского архиепископа. Моцарт вынужден был согласиться на условия, ставившие его в очень тяжелое положение: он не имел права никуда   выезжать  даже  на   короткое время, выступать без разрешения хозяина. Кроме того, чтобы уничтожить в Моцарте  стремление   к   независимости, архиепископ делал все, что могло создать безвыходность такого положения. Но Моцарт не принадлежал к людям, склонявшим голову перед сильными мира сего. Некоторые высказывания   Моцарта   свидетельствуют   о   его   высокоразвитом чувстве собственного достоинства, демократизме и пренебрежительном отношении к тем, кто достиг высокого общественного   положения   благодаря   происхождению, а не таланту.   Так, в письме от 16 октября  1777 года он  говорит: «мне легче получить все ордена, которые вы   в   состоянии   добыть,   чем   вам   сделаться   таким, как   я,   даже   если бы   вы   дважды   умерли   или   воскресли...»

В письме отцу Моцарт писал: «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе; все равно — слуга ила граф —если он меня обругал, значит он каналья... Потому что если меня кто-то оскорбил, то я должен отомстить, и если я сделаю не больше, чем он сделал мне, то это будет лишь расплатой, а не наказанием. И к тому же я при этом сравнялся бы с ним, а, по правде говоря, я слишком  горд, чтобы  равнять себя с таким  глупым бараном». «Я ненавижу архиепископа до бешенства»,— писал он отцу 9 мая 1781 года. Даже к родному отцу, который склонен был примириться с жалким положением музыканта-лакея, Моцарт начал относиться недоверчиво: «Я не узнаю своего отца ни в одной строке вашего письма,—писал он ему  19 мая  1781  года. — Это, конечно, отец, но это не мой отец».

По велению архиепископа Моцарт должен был писать много церковной музыки. Светские инструментальные сочинения в этот период представлены лишь серенадами и дивертисментами, предназначенными для очередных празднеств, а также «Концертной симфонией» для скрипки и альта с оркестром.

Театр в Зальцбурге.

Между тем зальцбургские годы, явившиеся одним из мрачных периодов жизни Моцарта, принесли ему ряд живых и свежих театральных впечатлений и связей. Зальцбург в этот период посещали различные кочующие театральные труппы, ставившие комедии, фарсы, драмы, трагедии,  балеты  и  оперы.  Здесь было причудливое смешение комического и фантастического. Драматический диалог перемежался с пением и балетными сценами.  Среди этих  кочующих трупп  был и австрийский народный театр во главе с актером и антрепренером Эммануэлем Шиканедером, подружившимся с Моцартом. В биографии Моцарта Шиканедер больше всего известен как будущий автор либретто «Волшебной    флейты».    Администратор,    антрепренер,    актер, исполнявший как комические, так и трагические роли, включая шекспировского Гамлета, Шиканедер предоставил всей семье Моцартов право на постоянное посещение спектаклей. В значительной степени благодаря Шиканедеру Моцарт еще больше приобщился   к австрийскому народному театру, традиции которого стали органической составной частью оперной драматургии композитора.  К этому времени относятся  произведения Моцарта для театра, которые, однако, закончить и поставить не удалось:   музыка  к драме  Геблера  «Тамос,  король Египта» (начатая в Вене в 1777 году) и немецкая опера «Заида».

«Идоменей» в Мюнхене.

Положение Моцарта в Зальцбурге оставалось невыносимым. Тяжесть душевного «остояния усугублялась еще тем, что он не находил должного сочувствия у отца и сестры, считавших, что нужно смириться и терпеть. В это время о Моцарте вспомнили в Мюнхене. Курфюрст и его супруга заказали Моцарту к придворному карнавалу 1781 года оперу seria «Идоменей» на текст либреттиста Дж. Вареско. Архиепископ не мог противиться желанию баварского властителя и должен был предоставить Моцарту отпуск для сочинения и подготовки оперы в Мюнхене.С огромным увлечением работавший над своей оперой, Моцарт вошел в близкое соприкосновение с труппой мюнхенского оперного театра. Письма, в которых Моцарт описывал   отцу   подробности,   связанные   с подготовкой оперы,  представляют  собой  чрезвычайно  ценный   исторический документ. В них уже ясно сказывается реалистическая  основа  оперной  эстетики Моцарта,  несмотря на античный сюжет и традиционные условности жанра итальянской оперы seria. В эволюции оперного творчества   Моцарта   «Идоменей»   является   важным   этапом. В «Идоменее» произошло органическое слияние принципов итальянской оперы seria и глюковской драматургии. Последнее особенно сказалось в выражении человеческих страстей и в трактовке хоров и речитативов. Значение «Идоменея» в том, что Моцарт, взяв все лучшее, что было в опере seria и творчестве Глюка, переосмыслил эти традиции в духе своих творческих принципов и таким образом подошел к созданию опер, являющихся вершиной его  композиторской деятельности.  Премьера «Идоменея», состоявшаяся в Мюнхене в январе 1781 года, прошла с блестящим успехом.
На вершине мастерства. Успех «Идоменея» окончательно утвердил Моцарта в его давнишнем стремлении не возвращаться к зависимому положению придворного музыканта. Ему казалось, что выезд архиепископа в Вену по случаю смерти императрицы будет каким-то этапом на пути к освобождению. По вызову архиепископа Моцарт выехал из Мюнхена прямо в Вену. Но и здесь продолжались те же издевательства. Надежды Моцарта на возобновление связей с высшим музыкальным миром и на выступления в салонах меценатов не могли осуществиться, так как архиепископ не давал ему права выступать без разрешения. У себя в доме он третировал Моцарта, заставлял  выполнять заказ на  какое-нибудь произведение в немыслимый срок, вынуждая тем самым сидеть ночь напролет, во время обеда держал в людской вместе с лакеями и поварами.

Разрыв с архиепископом и переезд в Вену.

Терпению Моцарта пришел конец, ничто не могло поколебать его твердого решения ценой потери материального благополучия покончить со своей службой. Он писал отцу: «...Вам в угоду... я готов был пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем и своей жизнью, но честь моя — она мне, да и Вам тоже, должна быть дороже всего». Отец старался уговорить сына не делать опрометчивого шага, но решение Моцарта было твердым и непреклонным. Он подал письменное заявление об увольнении. Архиепископ не только ответил отказом, но и встретил Моцарта потоком ругательств и оскорблений. Моцарт вторично принес заявление; когда он пришел за ответом, оберкамергер архиепископа граф Арко вытолкнул его за дверь. После этого Моцарт в течение нескольких дней был близок к душевному расстройству. Придя в себя, он решил не возвращаться в Зальцбург, а остаться в Вене. Моцарт был первым среди гениальных композиторов, порвавшим с зависимым положением придворного музыканта.
Десять последних лет жизни и работы Моцарта в Вене были вершиной его творческих завоеваний во всех жанрах музыкального искусства. Тяжело складывался для Моцарта начальный период жизни в Вене. Не имея ни постоянного заработка, ни поддержки со стороны родных и близких, потеряв былые связи, он вынужден был работать до изнеможения: сочинять, давать уроки, выступать. К этому примешивалось беспокойство об отце и сестре, которым он лишен был возможности помогать.
Между тем ощущение свободы, сознание тою, что он больше не вернется к ненавистной зальцбургской службе, вернуло ему былую жизнерадостность и вдохнуло в него надежду на лучшее будущее в городе со столь богатой музыкальной жизнью.
На улицах Вены днем и ночью звучала музыка серенад, дивертисментов, ноктюрнов в исполнении различных инструментальных ансамблей и певцов. Жизнь в Вене с неумолкаемыми песнями и танцами, несшимися со всех сторон, казалась вечным музыкальным праздником.

Национальный театр в Вене.

Венский «Бургтеатр» («An der Burg») ориентировался на создание национального драматического и оперного искусства (в театре ставились драматические и оперные спектакли). Такое направление венского театра было обусловлено в первую очередь национальным подъемом в передовых кругах австрийского общества в связи с процессами разложения феодальной монархии и развитием в ее недрах буржуазно-капиталистических отношений. Австрийский император Иосиф II, предпочитавший итальянскую оперу, вынужден был под давлением передового общественного движения организовать в этом театре национальный зингшпиль — комическую оперу с разговорными диалогами на немецком языке.

«Похищение из сераля».

Еще до окончательного обоснования Моцарта в Вене в венском театре был поставлен зингшпиль И. Умлауфа «Рудокопы» (1778),сыгравший важную историческую роль в становлении этого жанра. Моцарт получил заказ на зингшпиль «Похищение из сераля» для этого театра. Ему было предложено либретто Бретцнера, переработанное Моцартом совместно со Стефани в соответствии с музыкально-поэтическим замыслом композитора.
Сюжет «Похищения из сераля» типичен для оперы XVIII века: в плену у турецкого паши Селима томится Констанца вместе со своей служанкой Блондой. Их находит жених Констанцы Бельмонте, пришедший во дворец паши со своим другом и слугой Педрилло, влюбленным в Блонду. Радостная встреча влюбленных пар после долгой разлуки и освобождение их из плена — такова канва оперы. Типичны для того времени персонажи оперы: нежно любящая Констанца, ловкая и игривая Блонда, лирический любовник Бельмонте, его слуга — хитрый и находчивый Педрилло, свирепый страж гарема Осмин; типична условная «турецкая» экзотика, вызвавшая применение элементов янычарской музыки (янычары — название турецкого войска) и использование в оркестре большого  (турецкого) барабана и треугольника.
Но несмотря на традиционный тип сюжета ни в одной опере того времени не было такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики героев и их чувств, глубокого проникновения в их психологию, такой задушевности и поэтичности в воплощении лирических образов и такого остроумия и юмора в воплощении комических образов, как в опере Моцарта.

Женитьба Моцарта.

Господство в опере идеи верной и беззаветной любви, преодолевающей все препятствия, было в данный момент созвучно личным переживаниям Моцарта. В Вене он снова встретился с семьей Вебер,переехавшей сюда из Мангейма. Алоизия, к которой он испытывал глубокое чувство, сделала блистательную карьеру на оперной сцене, была солисткой венской оперы. Моцарт, живший некоторое время у Веберов, все еще продолжал ее любить. Но вскоре его чувствами завладела младшая сестра Алоизии, Констанца — веселая, жизнерадостная, привлекательная девушка. Дружеские отношения Вольфганга и Констанцы быстро перешли во взаимную любовь. Чувство Моцарта подогревалось совпадением имени его невесты с именем главной героини оперы, над которой он работал в этот период. Однако их желание соединиться встретило препятствие со стороны отца Моцарта и матери Констанцы. Моцарт в августе 1782 года был вынужден увезти невесту из дома матери и тайно с ней обвенчаться.
А несколько раньше, в июле 1782 года, состоялась премьера «Похищения из сераля», прошедшая с огромным успехом. Опера не понравилась только императору, обвинившему музыку Моцарта в излишней «учености». «Слишком хорошо для наших ушей, и ужасно много нот, мой милый Моцарт», — сказал Иосиф II композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество»,—возразил композитор.
Успех «Похищения из сераля» снова открыл Моцарту двери дворцов и салонов венской знати. Он быстро установил связи с различными меценатами, вошел в более близкое соприкосновение с профессионалами-музыкантами, заслужившими громкое имя и европейскую известность, много выступал как клавесинист. В аристократических, общественных и домашних кругах Вены культивировалась инструментальная музыка — симфоническая и камерная, — и Моцарт написал за эти годы между «Похищением из сераля» и «Свадьбой Фигаро» (1782—1786) большое количество концертов для разных инструментов, клавирных сонат и фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.

Изучение творчества И. С. Баха.

Среди меценатов, с которыми пришлось общаться Моцарту, видное место занимал барон ван Свитен. В доме ван Свитена, образованного человека, объездившего много стран, большого любителя музыки и композитора, исполнялась преимущественно  музыка  Генделя и  Баха.  Здесь   Мо-иарт особенно глубоко занялся  изучением  полифонического мастерства И. С. Баха: его фуги, токкаты и фантазии стали настольной книгой Моцарта. Изучение искусства    старых    немецких    мастеров    способствовало большему углублению и расширению образного содержания музыки Моцарта 80-х годов. Но традиции старой немецкой   музыки  Моцарт органически  сочетал  с  элементами венского музыкального быта. Музыка Моцарта стала сложнее в гармоническом  и полифоническом  отношении, в ней появились (особенно в фантазиях и разработках  концертов,  сонат  и  квартетов)   импровизационная   свобода,   драматические   и   трагические   образы, приближающиеся к бетховенским. Особенно в этом отношении выделяются такие произведения, как клавирные концерты ре минор и до минор, клавирная фантазия и соната до минор, квартет ре минор. В инструментальных сочинениях  Моцарта  заметно  и  сближение  с его  же  оперной  музыкой   (в  характере  тематического материала, динамике развития музыкальных образов и с их сопоставлениях). Фантазия до минор, например, с ее  сменой   эпизодов — драматических   и   лирических — может быть уподоблена смене контрастных сцен или номеров в опере.
В Вене у Моцарта было много встреч с различными композиторами. Но далеко не со всеми сложились у него одинаковые отношения. Некоторые композиторы-профессионалы не смогли подняться до понимания искусства Моцарта,  считая дерзостью  гармоническую  и  модуляционную смелость в ряде его произведений. Другие завидовали гению Моцарта. Среди последних был Антонио Сальери, живший в Вене и занимавший высокий  пост при императорском дворе. Именно Сальери действовал против  Моцарта  и,  пользуясь своим  влиянием,  мешал ему занять видное положение при дворе и получить там должное признание. Глюк, доживавший свои последние годы в Вене, высоко ценил  гений Моцарта, но, будучи тяжело больным, ничего не мог для него сделать.

Встречи с Гайдном.

Наибольшей радостью для Моцарта   была   дружба   с   Гайдном.   Начало   их   личного знакомства относится к 1785 году. Гайдну Моцарт посвятил свои замечательные шесть квартетов — его высшее достижение в сфере квартетной музыки.

 

Лоренцо да Понте.

Последующее оперное творчество Моцарта в значительной степени связано с именем Лоренцо да Понте, либреттиста трех опер Моцарта, написанных на итальянские тексты: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» и «Так поступают все». Получив образование в духовной семинарии, да Понте принял сан аббата. Но в его характере и в отношении к жизни не было религиозного смирения. Жизнерадостный, энергичный, темпераментный человек, он предпочитал светскую деятельность молитвам и посту. В Вене он занимался преимущественно писанием либретто для опер серьезных и комических. Встреча с Моцартом и взаимное сотрудничество привели к появлению величайших созданий гениального композитора. Моцарт в течение нескольких лет не писал опер (если не считать маленького зингшпиля «Директор театра» и неоконченных оперных сцен «Каирская гусыня»). Моцарт перебрал большое количество сюжетов, но ни один не соответствовал его требованиям. Под давлением влиятельных аристократов — сторонников итальянской оперы — условия для постановки национальной оперы были затруднительны. По этому поводу Моцарт с возмущением писал одному из своих друзей: «Был бы хоть один-единственный патриот у руля — все выглядело бы иначе. Но тогда, возможно, так хорошо взошедшие ростки национального театра могли бы достичь расцвета; а ведь это было бы вечным позорным пятном для Германии, если бы мы, немцы, вдруг всерьез начали по-немецки думать, по-немецки действовать,   по-немецки   говорить   и  даже   по-немецки петь»

 

«Свадьба Фигаро».

Не имея возможности поставить оперу на немецком языке, Моцарт вынужден был обратиться к жанру итальянской оперы buffa. Но его перестали удовлетворять обычные сюжеты со стандартными, много раз повторяющимися в разных вариантах комедийными положениями. Совместно с да Понте Моцарт, наконец, решил остановиться на второй части трилогии  Бомарше — «Свадьба  Фигаро», поставленной  незадолго до того  (в  1784 году)  в Париже. Комедия Бомарше  в  условиях  Франции  накануне буржуазной  революции  1789 года сыграла огромную роль в разоблачении феодально-аристократических порядков и явилась революционным   знаменем   в   руках  третьего  сословия. И  Моцарт  обратился   к  этой   комедии   по  собственной инициативе, без заказа театра. Тем более это поразительно, что комедия  Бомарше была запрещена  цензурой в Вене. Правда, в либретто да Понте социальная острота комедии несколько сглажена, но все же главное сохранилось — противопоставление развратных господ-аристократов и умных, ловких, симпатичных слуг. Обращение Моцарта к подобному сюжету говорит о нем как о передовом художнике, ответившем своим творчеством на самые волнующие и передовые устремления своей эпохи.
Внешне опера «Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы buffa, но по музыкально-драматическим новаторским   принципам   она   представляет   собой   новое явление  в истории  музыкального театра XVIII века. Развивая принципы, которые уже были заложены  в «Похищении из сераля» и намечены в более ранних операх, Моцарт создал в «Свадьбе Фигаро» реалистическую комедию, в которой каждое действующее лицо имеет свою индивидуальную музыкальную характеристику, богатую и многогранную, раскрывающуюся с разных сторон на протяжении всей оперы в зависимости от сценической ситуации.
1 мая 1786 года состоялась в Вене премьера «Свадьбы   Фигаро».   Вначале   опера   встретила   восторженный прием публики.   Но неприязнь императора и придворных кругов к новшествам Моцарта сказалась на судьбе оперы: как и «Похищение из сераля», она после нескольких  представлений  была  снята  с  репертуара  венского театра. Однако  музыка  «Свадьбы  Фигаро»  приобрела огромную популярность. Знаменитая ария    Фигаро «Мальчик   резвый»   распевалась   и   разыгрывалась   на улицах   Вены,   в   кабачках   и   ресторанах,   в   садах   и парках.
Для гениального композитора наступило тяжелое время. В первые годы Жизни в Вене Моцарта приглашали различные вельможи и меценаты, щедро оплачивая его выступления. Теперь же эти приглашения и заказы на произведения становились все реже, что объяснялось разными причинами: непониманием творческих помыслов Моцарта, недоверчивым отношением к его новаторству, интригами со стороны ряда влиятельных музыкантов, видевших в Моцарте опасного соперника.
Моцарт был лишен даже самых необходимых средств для сносного существования его и семьи (жены и детей). Имея долги, он подвергался притеснениям со стороны кредиторов. Пользуясь доверчивостью, мягкостью и житейской неопытностью Моцарта, издатели его обманывали, а  иногда  и попросту обкрадывали.
Большим событием для Моцарта был громадный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге, где эта опера приобрела значение классического шедевра и вошла в постоянный репертуар театра. Дирекция пражского оперного театра предложила Моцарту написать оперу на сюжет по собственному выбору. Это предложение имело большое значение для Моцарта, оно временно избавляло его от материальных затруднений.

«Док-Жуан» в Праге.

Вместе с да Понте Моцарт перебрал   множество  сюжетов,   и  наконец  они  остановились  на  знаменитой  легенде  об  испанском  дворянине Дон-Жуане. Впервые эта легенда получила драматическую   обработку   у   испанского   драматурга   XVII   века Тирсо да Молина; затем к ней обращались Ж. Б. Мольер (XVII век) и К. Гольдони (XVIII век). На этот сюжет написана опера второстепенным  итальянским  композитором   Гаццанига.   В   XIX  веке  образ  Дон-Жуана привлек Байрона, Ленау, Пушкина и других поэтов.
Опера Моцарта на текст да Понте явилась самостоятельной обработкой этого же сюжета. Начал он сочинять оперу в Вене, а заканчивал в Праге в непосредственном общении с театром и артистами. Пребывание Моцарта з Праге было счастливым. Там его ценили и понимали, он много и с громадным успехом выступал, слушал чешскую народную музыку, с большим увлечением работал над «Дон-Жуаном», который вызвал восторг исполнителей. Премьера «Дон-Жуаиа» в Праге состоялась 29 октября 1787 года.
Как оперное произведение «Дон-Жуан» — высшее достижение Моцарта. Если «Свадьба Фигаро», при всем её новаторстве, примыкает к жанру оперы buffa, а «Похищение из сераля» — это зингшпиль, то «Дон-Жуана» уже нельзя отнести к какой-либо определенной жанровой категории. В отличие от предшествующих драматических трактовок этого сюжета, в которых преобладали рассчитанные  на  внешний  эффект  грубоватые остроты Лепорелло,   бесконечные   любовные   похождения   Дон-Жуана,  в  конце увлекаемого  чертями   в  ад,  в  «Дон-Жуане» Моцарта и да Понте мы встречаемся с серьезной   возвышенной     трактовкой.     Образы     Командора, донны Анны и донны Эльвиры достигают большой трагической силы. Вместе с тем и буффонное комедийное начало  в  образах  Лепорелло,   Церлины,   Мазетто   выступает достаточно выпукло и рельефно. В образе Дон-Жуана, полном жизненной энергии и огня, сочетаются оба  начала — и трагическое  и  комическое.  Таким  образом,  опера   «Дон-Жуан»   представляет  собой   синтез и взаимопроникновение высокой музыкальной трагедии и оперы buffa. Сам Моцарт назвал ее «dramma giocoso» («веселая драма»), желая тем самым подчеркнуть драматическую сущность оперы.
В музыкальных характеристиках действующих лиц Моцарт развивает линию «Свадьбы Фигаро». Музыкальные характеристики получают не только герои оперы, но и их взаимоотношения. Так, в музыке, рисующей любого героя, соприкасающегося с Дон-Жуаном, отражается характеристика Дон-Жуана. Это одно из средств достижения сквозного музыкально-драматического развития при традиционном делении на законченные номера. Сквозного развития Моцарт достигает и другими средствами: непосредственными переходами от музыкального номера к речитативу, и, наоборот, созданием больших сцен, свободно построенных в соответствии с ходом драматического действия. Такими сценами сквозного развития в «Дон-Жуане» являются интродукция первого действия, секстет второго действия и оба финала. Все сказанное дает основание говорить о «Дон-Жуане» как о психологической музыкальной драме.
В мае 1788 года, после блестящей премьеры, «Дон-Жуан» был поставлен в Вене. Но там его приняли холоднее. После возвращения Моцарта в Вену снова началась полоса материальных невзгод. Только в конце 1788 года, после смерти Глюка, занимавшего должность камерного     музыканта     при    императорском     дворе, Моцарту было предложено это место. Но император использовал Моцарта лишь как сочинителя танцев дли придворных балов и маскарадов, за что платил ему ничтожное жалованье.


Три последние симфонии.

В течение лета  1788 года Моцарт написал три  последние величайшие симфонии: симфонию  ми-бемоль   мажор,   проникнутую  танцевальными   ритмами   и   интонациями:  лирико-драматическую симфонию соль минор, самую популярную из симфоний Моиарта, по своей задушевности и лирической взволнованности   представляющую   собой   уникальное   явление в симфонической  музыке XVIII века  и предвосхищающую  многое  в  романтическом   симфонизме  XIX   века; монументальную симфонию до мажор (получившую навание «Юпитер»)   с грандиозным   финалом,   сочетающим сонатную форму с тройной фугой. В этих симфониях уже полностью решена  проблема единства  и  целостности симфонического цикла.
Материальное положение семьи Моцарта не улучшилось. Нечеловеческая перенапряженность в работе, постоянные материальные невзгоды угнетали, приводили в отчаяние великого композитора и постепенно подтачивали его организм. Чтобы облегчить свое положение, Моцарт предпринимал концертные поездки. Но они приносили ему мало дохода. Заказов на оперу давно не было.

«Так поступают  все».

Лишь в  начале   1790 года   и Вене была поставлена новая опера buffa Моцарта «Cosi fan tiitte» («Так поступают все») на либретто да Понте, написанная в необычайно короткий срок по заказу венского театра. Опера «Так поступают все» по сравнению со «Свадьбой  Фигаро»  и «Дон-Жуаном»  ничего  принципиально  нового  не   вносит.   По  своей   проблематике она даже является менее значительным произведением. чем обе предшествующие оперы Моиарта, несмотря пл очарование  музыки  и  мастерство  музыкальной драматургии. Но если в идейном отношении эта опера уступает «Свадьбе Фигаро» и «Дон-Жуану», то по яркости и индивидуальной конкретности  музыкальных характеристик, по психологической тонкости и мастерству ансамблевого письма она  развивает принципы моцартовской музыкальной драматургии. Премьера оперы в январе  1790 гола  прошла со средним  успехом. Эта веселая опера Моцарта с рядом забавных сценических ситуаций находилась в резком несоответствии с судьбой самого композитора: его материальные дела находились в тяжелом состоянии; редкие выступления не обеспечивали необходимого жизненного минимума.

«Милосердие Тита».

В это время ему на помощь снова пришла Прага. Летом 1791 года по случаю коронования Леопольда II королем Чехии Моцарту была заказана опера seria «Милосердие Тита» на либретто Ме-тастазио. Однако постановка этой оперы не вызвала особенного энтузиазма, да и в творчестве Моцарта, несмотря на музыкальные красоты, она занимает второстепенное место и не вошла прочно в репертуар театров. Самый жанр оперы seria на мифологические или древ-неисторические сюжеты, как и тип либретто, созданный Метастазио, к концу XVIII века уже изжил себя. Для Моцарта «Милосердие Тита» явилось в значительной степени вынужденной обстоятельствами работой.

«Волшебная   флейта».

Последняя   опера   Моцарта «Волшебная   флейта» — одно   из  величайших   созданий его гения. По предложению Шиканедера, желавшего постановкой оперы на сказочно-волшебный сюжет поправить  свои  пошатнувшиеся  дела,  Моцарт  принялся  за «Волшебную   флейту».   Шиканедер,   создавая   либретто оперы, использовал поэму-сказку Виланда «Лулу», подвергнув ее значительным изменениям, которые осуществлялись в процессе совместной работы Моцарта и Шиканедера.   Так,    волшебник   Зорастро,    первоначально задуманный в соответствии со сказкой Виланда как олицетворение злой силы, превратился в мудрого носителя светлого начала; и наоборот, добрая фея и страдающая мать превратилась в Царицу Ночи — символ тьмы, зла и  коварства. Но при этом была полностью сохранена гуманистическая   идея   сказки,   привлекшая   Моцарта: борьба добра и зла, света и тьмы и торжество добрых, светлых сил. Несмотря на детскую наивность сюжета, отсутствие логической мотивировки в развитии действия, в «Волшебной флейте» в сказочной форме воплощены передовые морально-этические идеалы, близкие Моцарту.Поэтому Гёте высоко ценил либретто «Волшебной флейты» и даже сделал попытку написать его продолжение.
Моцарта привлекала также возможность снова обратиться к жанру зингшпиля. «Волшебная флейта», завершая развитие австрийского зингшпиля в XVIII веке, одновременно содержит в себе предпосылки немецкой романтической оперы, зародившейся в начале XIX века.
В «Волшебной флейте» нашли отражение некоторые идеи масонства — религиозно-этического течения, к которому принадлежал Шиканедер и отчасти Моцарт, в последние годы жизни написавший несколько масонских кантат. Моцарт, чуждый мистической стороны учения масонских лож, не разбиравшийся в их политических интригах, воспринял и отразил передовые стороны масонства: стремление к всеобщему братству и любви, победу света и разума над мраком.
И все же содержание «Волшебной флейты» не сводится к масонству, оно гораздо шире, и в нем не отразилась мистическая сторона масонского учения. Опера эта представляет собой глубокую философскую сказку; в музыке ярко противопоставляются образы света и тьмы, с гениальной психологической проникновенностью выражены чувства любящих друг друга Тамино и Па-мины; не менее ярки простодушно-комедийные образы Папагено и Папагены — подлинных персонажей австрийско-немецкого народного театра. Так в оперном творчестве Моцарта на вершине его мастерства сохраняются связи с национальным народным театром, а персонажи сказки становятся живыми людьми, наделенными определенными индивидуальными чертами.
Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта (30 сентября 1791 года). Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в черное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт его больше не видел. Это посещение произвело на него подавляющее впечатление: давно уже испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее все это объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегг цу Штуппах, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их   за   бесценок   и   издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта.

Реквием.

С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за Реквием — свое последнее произведение, — сочиняя его одновременно с «Волшебной флейтой». Моцарту не удалось закончить Реквием: работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.
Реквием — одно из величайших созданий гениального композитора. Написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, он по своей музыке выходит за рамки богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека.
Скончался  Моцарт  в  ночь  с  4-го   на  5-е  декабря 1791 года (на тридцать шестом году жизни). За несколько' часов до смерти он напевал песенку Папагено «Известный   всем   я   птицелов»   из   «Волшебной   флейты». Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором    Сальери,    который,    действительно,   завидовал  гению Моцарта, и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства  этой  версии  отсутствуют, — она основывается лишь на устных данных, в частности на том, что будто сам Сальери, умирая, находясь уже в состоянии психического расстройства, сознался в убийстве Моцарта. Все это еще не дает научных оснований для подтверждения страшного  преступления.   Поэтому   многими   музыковедами факт отравления Моцарта оспаривается.
Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Из-за отсутствия материальных средств у его осиротевшей семьи великий композитор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное место его погребения до сих пор неизвестно. В день похорон разыгралась непогода, и никто из родных и близких усопшего не дошел до кладбища. Убитая горем вдова Моцарта Констанца не в состоянии была выйти на улицу. Так тихо, незаметно был похоронен великий гений, музыка которого доставляет столько художественного наслаждения человечеству.

Рейтинг@Mail.ru