Жизнеописание Шуберта - Конвикт.

Шуберт

Индекс материала
Жизнеописание Шуберта
Начало занятий музыкой.
Конвикт.
Первые творческие опыты. Занятия с Сальери.
Первые творческие итоги
Уход из конвикта. Годы учительства.
Венгрия. Эстерхази
Возвращение в Вену.Шубертовский кружок. Шубертиады.
Оперные постановки. Издания и издатели.
Образ жизни. Материальное положение.
Последние годы жизни.
Все страницы


В 1808 году, когда Шуберту исполнилось одиннадцать лет, он по конкурсу, объявленному для мальчиков-хористов придворной певческой капеллы, был зачислен   в  конвикт.Обремененному   большой   семьей отцу Франца возможность бесплатного обучения и содержания своего талантливого сына представлялась, по-видимому, весьма желанной. На вступительном испытании блестящие способности Шуберта привлекли внимание самого маэстро Сальери.

 

Музыка в конвикте.

В конвикте мир музыки стремительно раскрыл перед Шубертом свои необъятные горизонты. Сразу после поступления в конвикт Шуберта, к тому времени уже хорошо игравшего на скрипке, зачислили в ученический оркестр. Сначала он исполнял партию второй скрипки, но вскоре его перевели на партию первой, поручая замещать дирижера В. Ружичку при исполнении симфоний и увертюр. Серьезное музицирование входило в программу дня конвикта. Каждый вечер ученический оркестр играл какую-нибудь симфонию и увертюру. «Помимо этих ежедневных упражнений и исполнений в церкви, проводившихся певчими мальчиками-стипендиатами,— свидетельствует один из воспитанников конвикта,— образовались маленькие группы для исполнения струнных и вокальных квартетов... модным среди нас было и пение с сопровождением фортепиано, особенно баллад и песен Цумштега... в наших ежедневных выступлениях из года в год регулярно исполнялись все симфонии Йозефа Гайдна, Моцарта, потом две первые Бетховена, далее все бывшие тогда в ходу увертюры, даже „Кориолан" и „Леонора"... разучивались большей частью классические квартеты Гайдна и Моцарта» '.
Соприкосновение со множеством новых явлений в самых различных сферах музыкального творчества возбуждало острейшие реакции, проникало в самые глубины сознания, формировало чувства, мысли, художественные представления. Врожденный вкус Шуберта-мальчика отличался редкой взыскательностью и избирательной способностью, благодаря которой он безошибочно отделял истинное искусство от суррогата. Симфонии Бетховена вызывают восторг, симфония g-moll Моцарта его потрясает, и он не в состоянии постичь, как можно исполнять модные симфонии некоего Ф. Кроммера наряду с симфониями Гайдна. Посещение театра, знакомство с оперными произведениями приносит массу новых эмоций и впечатлений. В своих воспоминаниях близкий друг Шуберта Йозеф Шпаун пишет: «Во время каникул я вызвался водить его почаще в оперу, так как он еще никогда не слышал оперной музыки... Воодушевленный виденным, он всегда покидал театр в возбужденном состоянии, однако больше всего его захватила „Ифигения в Тавриде" Глюка. Он был совершенно вне себя от впечатления, произведенного этой прекрасной музыкой, и уверял, что, наверное, нет ничего красивее арии Ифигении из третьего акта с вступлением женского хора».

 



Рейтинг@Mail.ru