Жизнеописание Римского-Корсакова

Римский-Корсаков

Жизнеописание Римского-Корсакова

Список произведений Римского-Корсакова

Характеристика личности Римского-Корсакова

Характеристика творчества Римского-Корсакова

Наследственность Римского-Корсакова

Заболевания Римского-Корсакова

Диагноз Римского-Корсакова

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (18 III 1844, Тихвин— 21 VI 1908, Любенск под Петербургом, ныне Псковская обл.)
Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов
Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки.

Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений  для  оркестра:     Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине Садко и сюиты на сюжет восточной сказки Антар. Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой Псковитянка. Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки. Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки.

Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.
В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает Ивана Сусанина и Руслана и Людмилу Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием Могучая кучка). Ни один из кучкистов не прошел курса специальной музыкальной подготовки.

Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения  сложности.  Семнадцатилетнему   Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор,   закончивший   Морской    корпус, должен был отправиться в кругосветное  плавание.   К  музыке  и  друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года.   Гениальная  одаренность  помогала   Римскому-Корсакову   быстро овладеть  и   музыкальной   формой,   и яркой       колоритной      оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные   основы.     Создавший     сложные симфонические   партитуры,   работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией.   И   вдруг   предложение   преподавать в консерватории!.. Если б я хоть   капельку   поучился,   если   б я хоть   на   капельку   знал   более,   чем знал в действительности, то для меня было  бы  ясно,   что  я  не могу  и не имею права взяться за предложенное мне    дело,    что пойти в профессора было  бы  с  моей    стороны  и  глупо, и недобросовестно,— вспоминал   Римский-Корсаков, Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил   он,   начав   учиться   тем   самым   основам,   которые   должен   был преподавать.
Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием Могучей кучки и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского-Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием    собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873—84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй —в 1882). Обращение к русскому музыкальному фольклору, так же как и подробное изучение   оперных   партитур   Глинки     в процессе   подготовки   их   к   изданию, помогло       композитору     преодолеть умозрительность   некоторых    его   сочинений, возникшую в результате усиленных    занятий    техникой    композиции. В двух написанных после Псковитянки    (1872)      операх — Майская ночь   (1879)   и   Снегурочка   (1881) — получили   воплощение   любовь   Римского-Корсакова   к   народным    обрядам  и  народной  песне и  его  пантеистическое мировоззрение. Творчество      композитора      80-х    гг. в   основном   представлено    симфоническими     произведениями:        Сказка (1880),   Симфониетта   (1885)   и   Фортепианный   концерт   (1883),   а   также знаменитые     Испанское     каприччио (1887)   и   Шехеразада   (1888).   В   то же время Римский-Корсаков  работает  в  Придворной  певческой  капелле. Но   больше   всего   времени     и     сил он    отдает    работе     по     подготовке к исполнению  и  изданию опер  своих покойных   друзей — Хованщины   Мусоргского  и  Князя  Игоря  Бородина. Вероятно,   эта    напряженная   работа над     оперными  партитурами      обусловила   то.   что   собственное   творчество    Римского-Корсакова    развертывается в эти годы в сфере симфонической.
К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую Младу (1889—90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют Ночь перед рождеством (1895), Садко (1896), пролог к Псковитянке — одноактная Боярыня Вера Шелога и Царская невеста (обе—1898). В 1900-е гг. создаются Сказка о царе Салтане (1900), Сервилия (1901), Пан воевода (1903), Сказание о невидимом граде Китеже (1904) и Золотой петушок (1907).
На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне. Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему (Псковитянка, Сказание о невидимом граде Китеже), сферу лирики (Царская невеста, Сервилия) и бытовой драмы (Пан воевода), отразило об-разы   Востока   (Антар,  Шехеразада),
воплотило особенности других музыкальных культур (Сербская фантазия, Испанское каприччио и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством. Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов — как реальных, так и фантастических (Панночка в Майской ночи, Снегурочка, Марфа в Царской невесте, Феврония в Сказании о невидимом граде Китеже), образы народных певцов (Лель в Снегурочке, Нежата в Садко). Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы Кащей бессмертный (1902) и Золотой петушок, которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.


Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Арен-ский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др.

Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики (Антар, Шехеразада, Золотой петушок) имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи (Садко, Шехеразада, Сказка о царе Салтане, цикл романсов У моря и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О, Респиги. /Е. Гордеева/

Рейтинг@Mail.ru