Жизнеописание Гершвина

Гершвин

ГЕРШВИН      (Gershwin)      Джордж (26   IX   1899,   Бруклин,     р-н   Нью-Йорка,—11     VII     1937,     Беверли-Хилс, Калифорния)
О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна...Д. Шостакович
С   именем   американского   композитора и пианиста Дж. Гершвина связана   одна   из   интереснейших   глав истории музыки. Становление и расцвет   его   творчества   совпали  с   веком   джаза — так     называл     эпоху 20 —30-х   гг.   XX   в.   в   США   крупнейший       американский        писатель С.   Фитцджеральд.     Это     искусство оказало   основополагающее   влияние на   композитора,  который  стремился выразить  в  музыке дух  своего  времени,    характерные     черты     жизни американского       народа.      
Гершвин считал       джаз       народной       музыкой.      Я    слышу    в     нем      музыкальный     калейдоскоп     Америки — наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный  пульс,  наши  песни... — писал   композитор. Сын  эмигранта   из   России,   Гершвин родился   в   Нью-Йорке.   Его  детство прошло   в   одном   из   районов   города — Ист-Сайде,   где   его   отец   был владельцем    небольшого    ресторана. Озорной   и   шумный,   отчаянно   проказничавший     в     компании     своих сверстников,  Джордж   не  давал   родителям  повода  считать  себя   музыкально   одаренным     ребенком.    Все изменила покупка пианино для старшего   брата.   Редкие   уроки   музыки у   различных   учителей   и,   главное, самостоятельные   многочасовые     занятия      импровизацией     определили окончательный      выбор      Гершвина. Его   карьера   началась   в   музыкальном магазине нотоиздательской фирмы  Реммик  и  компания.   Здесь,   вопреки   желанию     своих     родителей, шестнадцатилетним   юношей   он   начал   работать   музыкальным   продавцом-рекламистом. Каждый день в девять  часов я уже сидел в магазине за   роялем,   играя   популярные   мелодии   для   каждого,     кто     приходил... — вспоминал   Гершвин.   Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин   сам   страстно   мечтал   заняться творчеством.     Дебют   песен    восемнадцатилетнего музыканта на  эстраде   Бродвея    положил    начало   его композиторскому     триумфу.   
Только за   последующие   8   лет   он     создал музыку  более чем  к 40 спектаклям, 16   из   которых   были     настоящими музыкальными   комедиями.   Уже     в начале   20-х   гг.   Гершвин — один   из популярнейших    композиторов    Америки,  а  затем    Европы.  Однако  его творческому      темпераменту     оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и оперетты.  Гершвин мечтал стать,  по его собственному  выражению,  настоящим композитором,   владеющим   всеми   жанрами,   всей   полнотой   техники   для   создания   произведений    крупной    формы. Гершвин не получил систематического музыкального     образования   и   всем своим  достижениям   в   области   композиции он в основном обязан самообразованию       и     требовательности к себе в сочетании  с  неуемным  интересом    к   крупнейшим     музыкальным   явлениям   своего   времени.  
Будучи  уже  всемирно  известным  композитором,   он   не   стеснялся   обращаться с просьбами о занятиях композицией  и   инструментовкой к М. Равелю,  И. Стравинскому,  А.  Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона.
В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора Рапсодии в стиле блюз для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере Рапсодии, прошедшей с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.
Вслед за Рапсодией появляются: Фортепианный концерт (1925), оркестровое программное сочинение Американец в Париже (1928), Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931), Кубинская увертюра (1932). В этих сочинениях сочетание традиций негритянского джаза, афро-американского фольклора, эстрадной музыки Бродвея с формами и жанрами европейской музыкальной классики нашло полнокровное и органичное воплощение, определив главную стилистическую особенность музыки Гершвина. Одним из значительных событий для композитора стало посещение Европы (1928) и встречи с М. Равелем, Д. Мийо, Ж. Ориком, Ф. Пуленком, С. Прокофьевым во Франции, Э. Кшенеком, А. Бергом, Ф. Лега-ром, И. Кальманом в Вене. Наряду с симфонической музыкой Гершвин с увлечением работает в кино. В 30-х гг. он периодически подолгу живет в Калифорнии, где пишет музыку к нескольким кинофильмам. Тогда же композитор вновь обращается и к театральным жанрам. Среди созданных в этот период произведений — музыка к сатирической пьесе О тебе я пою (1931) и лебединая песня Гершвина— опера Порги и Бесс (1935). Музыка оперы наполнена выразительностью, красотой интонаций негритянских песен, острым юмором, а порой и гротеском, насыщена самобытной стихией джаза. Творчество Гершвина высоко оценивала современная композитору музыкальная критика. Один из крупнейших  ее   представителей   В.   Дамрош писал: Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет... Джордж Гершвин... смог совершить чудо. Он — принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер. /И. Ветлицына/

Рейтинг@Mail.ru