Характеристика творчества Генделя

Гендель

Индекс материала
Характеристика творчества Генделя
Творческий путь и формирование стиля.
Черты стиля
Инструментальные жанры
Концерты Генделя
Пленерные жанры
Опера
Оратории Генделя
Все страницы

Характеристика творчества Генделя

Особенности творчества

"Для Генделя наступили трудные времена - всё было против него... Георг II строил ему козни, приглашая новых итальянцев, натравливал на него врагов. Публика не ходила на оперы Генделя. В такой обстановке Гендель не переставал писать и ставить оперы - его упорство напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал... В конце концов Гендель разорился.  Он слег, его разбил паралич. Оперное предприятие закрыли. Друзья дали ему в долг немного денег и отправили на курорт в Аахен". (Самин, 1999, с. 58.)

"Работал над своими произведениями с исключительной быстротой. опера "Ринальдо" была написана им за две недели, одно из лучших его сочинений оратория "Мессия", - за 24 дня". (Миркин, 1969, с. 56.)

(1751 г.) "...Во время работы над своей последней ораторией "Иевфай" Гендель ослеп, но все же продолжал участвовать в исполнении ораторий как органист". (Там же, с. 55.)

 


ГЕОРГ  ФРИДРИХ   ГЕНДЕЛЬ (1685—1759)
Гендель в числе выдающихся немецких художников, воплотивших идею «Человека» .
Гендель — великий гуманист. Его гуманизму чуждо было так распространенное тогда в Германии отвлеченное человеколюбие, пребывающее лишь в идеальных сферах, вдали от действительности. Его творчество было, наоборот, насколько возможно в то время, правдивым, конкретным и действенным. Он явился не только современником, но во многом и единомышленником Лессинга, сказавшего однажды:  «Человек создан для того, чтобы действовать, а не для того, чтобы умствовать».

Как всякий большой художник, Гендель был многогранен, его пытливый интерес возбуждало великое и малое, героическое и повседневное, ординарное, бытовое. «Мессия» — и «Музыка на воде»; «Иуда Маккавей» — и клавесинные вариации «Гармонический кузнец» — вот полюсы его творчества. Но сердцевина, естественный тематический центр всей его музыки — это образы народа, страдающего, порабощенного, но могучего, рвущего цепи рабства и неодолимо шагающего в будущее — к свету, миру и свободе:
Вражде меж народов да будет конец! Пусть мир, и свобода, и счастье людей От края царят и до края земли, А войны и  рабство навеки падут! ( «Валтасар», Финальный хор II акта.)

Народность Генделя неразрывна с художественной правдой его музыки. В кульминационный период творчества он сосредоточился на монументальном жанре оратории совсем не потому, что его оттеснили туда придворные интриганы типа герцога Мальборо или патриотические насмешники из «Оперы нищих». Он окончательно нашел себя в оратории и развернулся в этом жанре во всю ширь потому, что лишь просторные и величавые формы, раскованные от придворно-театральной зависимости, парящие поверх «золотой публики» и ее клакеров, могли вместить его титанические образы народов — борцов  за  свободу, против  гнета и духовного мрака.

Но и другие, «периферийные» жанры своей музыки, даже оперу, вопреки ее условностям и роскошным излишествам барокко, какими она грешила, он не раз озарял светом больших идей, выражавших заветные чаяния масс. То тут, то там они властно прорывались сквозь сюжетную канву мифологических легенд и придворно-сценических аксессуаров. Гендель нередко силен в индивидуальной характеристике героя, и притом не только оперного. Порочный Валтасар и подвижник Самсон, коварная Далила и прямодушная Нитокрис, неторопливый и проницательный Соломон, безрассудно-порывистый Секст — все они обрисованы музыкою шекспировски многогранно. Но индивидуальная характеристика и частная ситуация все же не составляли самой сильной стороны генделевского дарования. Его главные герои — массы в их, так сказать, совокупных, суммарных движениях, поступках, чувствах. Поэтому, как давно уже признано всеми, наиболее могуществен и неотразим Гендель в ораториальных хорах — фресках его музыки. Здесь его Человек воплощен во всем величии и красоте. Каковы же у Генделя средства этого воплощения?
То, что стиль Генделя—это стиль героический, - общеизвестно. Сложнее обстоит дело с национальной природой этого стиля. Стремления определить его как исключительно немецкий, а тем более — чисто английский, — односторонни. Попытки же рассматривать Генделя как некоего вненационального «гражданина мира» (они имели место не только в зарубежной, но и в нашей литературе) — совершенно ложны и искажают действительный облик его музыки. Гендель — сын немецкого народа, взращенный и воспитанный на немецкой демократической культуре. Интонации протестантского хорала часто звучат в его ораториях. Как полифонист и виртуоз на органе, он — наследник немецких мастеров XVII столетия. Его органные концерты очень близки к Баху, а некоторыми чертами предвещают Бетховена. Его клавирмые сюиты написаны в стиле скорее южнонемецкой школы, нежели английских верджиналистов. И после перехода в 1726 году в английское подданство Гендель продолжал хранить преемственные связи с немецкой музыкой. В особенности в ораториях на библейские сюжеты он бывает непосредственно близок к Шютцу, его речитативам и хорам a cappella. Немецкий народ с полным правом считает его своим национальным художником. Но для того чтобы не впасть в схематизм, мы должны иметь в виду два обстоятельства.

Первое. Гендель — создатель искусства не только немецкого, но мирового, общечеловеческого значения. Поскольку он неизбежно стал наследником не только немецкой, но и всей западноевропейской музыки, действенно и гармонично освоив ее сокровища. Он широко обращался к итальянской опере, концерту, сонате как жанрам, но решал их в своем оригинальном стиле. Его связи были многонациональны, но сам он и его музыка никак не стали от этого «вненациональными».
Второе. Исторический факт, что для немецкого композитора Генделя Англия была второй родиной и англичане, как и немцы, считают его своим. В самом деле, невозможно отрицать, что его творческая и исполнительская деятельность, по крайней мере, с начала 20-х годов XVIII века стала центром всей английской музыкальной жизни. В антемах, отчасти органных концертах и ораториях, Гендель — единственный законный наследник Пёрселла, величайшего композитора Англии. Оратории «Мессия», «Иуда Маккавей» и другие были написаны прежде всего для английского народа в связи с событиями его жизни и борьбой. Некоторые арии Генделя стали английскими народными песнями. Гендель сохранил самобытный индивидуальный немецкий стиль, синтезировавший также лучшие черты английской и итальянской музыкальной культуры.



Рейтинг@Mail.ru