Жизнеописание Баха - Бах—педагог
Бах—педагог
Много времени и внимания композитор уделял созданию педагогической литературы. С деятельностью педагога связано появление прелюдий для начинающих, инвенций и многих других клавирных пьес. Очаровательные миниатюры, шедевры клавирного искусства, служили вспомогательным материалом для изучения и исполнения на клавесине многоголосной музыки, для постановки руки и других педагогических целей. Сборники этих пьес, начиная от маленьких прелюдий для начинающих, затем двухголосных и трехголосных инвенций и кончая прелюдиями и фугами «Хорошо темперированного клавира», — школа игры на клавире, охватывающая все степени трудности.
Нельзя преуменьшить ценность нововведений Баха в аппликатуре. Не только в XVII, но и в начале XVIII века в обычае клавесинистов было играть 3—4 пальцами, которые они держали вытянутыми и по мере надобности подкладывали, переставляли, скрещивали. Большой палец употреблялся в редких случаях, при больших растяжениях. Усложняющаяся техника, стремление к звуковому легато требовали более усовершенствованной аппликатуры. Приоритет в этом области принадлежит И. С. Баху.
Педагогическая деятельность Баха, так же как композиторская, не получила должной оценки при жизни. Даже после его смерти все в том же магистрате раздавались недовольные голоса: «Школе нужен кантор, а не капельмейстер», «г. Бах был, несомненно, большим музыкантам, но не учителем».