Жизнеописание Баха - Последние произведения, последние годы жизни
Последние произведения, последние годы жизни
Бах-художник все больше уходит в себя и, погружаясь в недоступный для окружающих мир отвлеченных музыкально-философских идей, стремится как бы отгородиться от жестокой действительности. Но и искусство его тех лет, недосягаемое по мастерству, теряет долю тепла и человечности, которые раньше до краев наполняли самые углубленные и философски-обобщенные музыкальные образы.
В 1744 году после неоднократный приглашений И. С. Бах прибыл в Потсдам ко двору прусского короля Фридриха II. Это было его последнее артистическое путешествие, главной целью которого на этот раз служило свидание с сыном Филиппом Эмануэлем—придворным клавесинистом. Бах много играл и импровизировал с огромным успехом. На предложение, обращенное композитором к королю, дать тему для импровизации последний придумал тяжелую, искусственно cоставленную тему, почти непригодную для развития и разработки. Тем не менее гений Баха сумел перевоссоздать ее и превратить в материал для разрешения специальных полифонических задач. Так появилась серия пьес на одну тему, названная Бахом «Музыкальное приношение».
«Музыкальное приношение», «Искусство фуги» — две серии полифонических пьес.В них проблема полифонического мастерства разрешена с предельным для этого стиля искусством. Но именно «Музыкальное приношение», так же как «Искусство фуги», написанное в последние годы жизни, обладая исключительной академической ценностью, существует преимущественно в качестве объекта для специального изучения и стилистических исследований.
Смерть Баха, последовавшая 28 июля 1750 года, не вызвала сколько-нибудь заметного общественного отклика. Teло его было погребено на кладбище при церкви св. Иоанна; спустя некоторое время кладбище исчезло под мостовой разрастающегося города, а вместе с ним исчезла ничем не отмеченная могила величайшего немецкого музыканта.
В.С. Галацкая.