Жизнеописание Баха - Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен

Бах

Индекс материала
Жизнеописание Баха
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Семья, детство
Люнебург
Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен
Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству
Бах—исполнитель
Кетен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки
Отъезд из Кетена
Лейпциг
Школа св. Фомы.Бах—кантор
Артистическая и творческая деятельность
Дети Иоганна Себастьяна
Бах—педагог
Последние произведения, последние годы жизни
Все страницы
Веймар,  Арнштадт, Мюльгаузен

В апреле 11703 года Бах в качестве скрипача поступает на службу в небольшую княжескую капеллу в Веймаре. Но там он пробыл недолго. Не удовлетворенный работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста «Новой церкви» в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал. Бах  в Арнштадте женился на своей кузине, дочери органиста Иоганна Михаила Баха Марии Барбаре.
Служба органиста «Новой церкви» была несложной: требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором культовые произведения и аккомпанировать хору во время богослужения. В эти скромные обязанности, с которыми мог бы справиться любой музыкант-ремесленник, Бах вносил молодое рвение, творческий пыл и фантазию, непривычные для служебных норм протестантской церкви. Смелость музыкальных исканий, независимость характера и поведения служили причиной, часто приводившей к трениям и открытым столкновениям композитора с начальством.
В Арнштадте Баху впервые пришлось иметь дело с косными церковными чиновниками, с ограниченными немецкими бюргерами. Жизнь его в этом городе сразу осложнилась мелочной, отвратительной войной, поднятой мещанством против дерзкого гения, тревожившего его сонный покой. Росло взаимное недовольство, а с ним и охлаждение Баха к своей официальной работе. Тем более сильна была потребность в освежающих новых художественных впечатлениях. Так возникла мысль о путешествии в город Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде1.

1 Дитрих Букстехуде (1637—1707), датчанин по происхождению, — органист Церкви св. Марии в Любеке. С 1673 года Букстехуде организовал там музыкальные вечера—концерты органной музыки.

Осенью 1705 года, воспользовавшись предоставленным отпуском, Бах, за неимением средств на карету, пешком отправился в Любек. Концерты Букстехуде, его творчество, высокое мастерство исполнителя потрясли молодого музыканта. Всем существом он впитывал драматически яркое, виртуозное искусство крупнейшего по тому времени мастера органной музыки. Увлеченный, он забыл о своей официальной службе и вместо положенного двадцативосьмидневного отпуска пробыл в Любеке около четырех месяцев.
В Анштадте возвращение Баха было встречено далеко не любезно. Воспользовавшись удобным предлогом, церковное начальство подвергло своего органиста унизительному допросу, учинило над ним форменный суд с предъявлением длинного перечня проступков: Бах-де вводит в хоралы много странных вариаций, примешивает к хоралу много чуждых звуков и приводит тем в смущение общину; раньше органист Бах во время службы увлекался игрой на органе и играл слишком долго, а теперь после сделанного замечания впал в другую крайность и стал играть слишком коротко и т. п.
Грубый допрос, оскорбительное вмешательство в личную жизнь сделали положение Баха в Арнштадте нестерпимым. В 1707 году,после трехлетнего пребывания в Арнштадте, он переехал в Мюльгаузен на такую же должность церковного музыканта.
В распоряжении церковного органиста в Мюльгаузене был лишь старый, пришедший в негодность орган и плохо подготовленные, необученные хористы. Попытки улучшить музыкальное дело разбивались об инертность и равнодушие церковного начальства. Всецело занятое ожесточенными богословско-схоластическими спорами, оно не проявляло ни малейшего интереса к состоянию музыкального дела, и все усилия Баха оказались тщетными. Год потраченного времени, энергии — и в результате вынужденное прошение об отставке 1.
В арнштадский период Бах — исполнитель на органе и клавире— завоевывает высоты, доступные лишь немногим; впервые дает себя знать необычнайная сила его композиторского дарования.
Историографами Баха эти годы отмечаются как годы полнейшего и всестороннего овладения техникой и «секретом» органного и клавирного мастерства, начинающейся славы виртуоза-артиста, появления первых сочинений.
Композиторскую деятельность в Арнштадте Бах начал пасхальной кантатой «Ты не оставишь души моей в аду» («Derm du wirst meine Seele nicht in der Holle lassen»). Кантата, написанная для хора, солистов и оркестра, была исполнена весной 1704 года, и многое в ней привело в изумление арнштадтских бюргеров: необычный для культового письма драматизм, эмоциональность, смелые поиски реалистической изобразительности в оркестре.
В Арнштадте появилось одно из самых ранних дошедших до нас клавирных произведений — широко ныне известное «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата».
«Каприччио» — род клавирной сюиты, составленной из законченных миниатюр. Весь цикл пьес объединяет общее название, смысл которого раскрывают и конкретизируют программные заголовки, подробно поясняющие содержание каждой пьесы в отдельности. Первая миниатюра — ариозо — «ласковые увещевания друзей, уговаривающих остаться на родине»; вторая — фугато — «о различных казусах, которые могут случиться на чужбине»; третья — адажиссимо — «всеобщие ламентации (жалобы) друзей»; четвертая — «друзья видят, что ничего не поделаешь, и приходят прощаться»; раздается звук почтового рожка, призывающего к отъезду, в «Арии почтальона». Произведение завершается фугой, построенной на теме, имитирующей звучание рожка почтальона.
1 «...Я по мере слабых сил своих и разумения, — писал Бах в прошении, — старался улучшить качество исполняемой музыки почти во всех церквах округа... но, к сожалению, я встретил тяжелые препятствия в осуществлении этих моих стремлений и в данную минуту не предвижу, чтобы обстоятельства изменились к, лучшему...» Цит. по книге Ф. Вольфрума «Иоганн Себастьян Бах», стр. 32.

«Каприччио» — полная мягкой лирики и юмора пьеса — образец раннего творчества Баха, который позволяет судить о мастерском владении жанром программной сюиты, о тонком понимании клавирного стиля.

В этих же первых сочинениях видно движение его творческой мысли, направленной на поиски музыкальных средств, способных к психологически правдивой передаче чувств и мыслей человека.

За время короткого пребывания в Мюльгаузене среди прочих вещей Бах написал кантату «Gott ist mein Konig» (№ 71), получившую название «Выборной кантаты». Это единственное сочинение, которое при жизни композитора было напечатано и издано на средства муниципалитета. БОЛЬШИНСТВО же произведений Баха увидело свет лишь спустя много лет после смерти автора.

 



Рейтинг@Mail.ru