Жизнеописание Баха - Бах—исполнитель

Бах

Индекс материала
Жизнеописание Баха
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Семья, детство
Люнебург
Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен
Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству
Бах—исполнитель
Кетен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки
Отъезд из Кетена
Лейпциг
Школа св. Фомы.Бах—кантор
Артистическая и творческая деятельность
Дети Иоганна Себастьяна
Бах—педагог
Последние произведения, последние годы жизни
Все страницы

Бах—исполнитель

 

Еще юношей Бах зарекомендовал   себя первоклассным виртуозом-органистом и клавиристом. Периодически предпринимаемые артистические путешествия способствовали распространению славы выдающегося исполнителя-импровизатора.
По-видимому, Бах ежегодно совершал поездки в разные города Германии. Известно о его пребывании в Галле и Касселе в 1713 году. Исполненное в Касселе на органе соло на педали вызвало изумление и восторг присутствующих. В следующем, 1714 году Бах в Лейпциге дирижировал в одной из церквей своей кантатой «Nun komm der Heiden Heiland», играл на органе. Феноменальный импровизаторский дар Баха-виртуоза почти исключал возможность соперничества. По свидетельствам современников, Бах мог на одну тему импровизировать в течение двух часов, развивая ее в самых различных и сложных формах полифонической музыки.

Много памятных эпизодов из артистической жизни композитора приводят его биографы. Состязание с Луи Маршаном(Луи Маршан (1669—1732)—выдающийся французский клавесинист и органист)особенно часто упоминается. В 1717 году Иоганн Себастьян был вызван в Дрезден — столицу Саксонии и постоянную резиденцию курфюрста, где ему было предложено принять участие в концерте совместно с известным французским клавиристом.

Накануне назначенного дня произошла встреча и предварительное знакомство двух виртуозов. В одном из дворцовых концертов оба играли на клавире, и в ту же ночь Маршан, опасаясь провала, тайно покинул Дрезден.

Музыкальный теоретик Марпург живо и интересно описывает это событие: «И. С. Бах прибыл в Дрезден и был, с согласия короля, так что Маршан не знал об этом, допущен слушателем на ближайший концерт при дворе. Когда в числе других на этом концерте выступил Маршан с французской песенкой и ему очень много аплодировали за его чистое и пламенное исполнение и за искусные вариации, то затем стоявший возле него Бах был приглашен попробовать клавир. Он принял приглашение, прелюдировал кратко, но мастерски и, прежде нежели это могли ожидать, повторил песенку, сыгранную Маршаном, и варьировал ее с новым искусством еще никогда не слыханным способом дюжину раз. Маршан, который до сих пор не уступал ни одному органисту, должен был, без сомнения, признать превосходство теперешнего своего супротивника. Ибо, когда Бах позволил себе оного на дружеское состязание на органе пригласить и под конец представил ему тему, набросанную карандашом на листочке бумаги, для обработки ее без подготовки, попросив у него тему и для себя, то г-н Маршан на избранном поле сражения не показался и за более полезное счел с экстрапочтой из Дрездена удалиться...»
Бесспорное превосходство немецкого артиста нисколько не отразилось на его судьбе и общем положении. По-прежнему Дрезден и двор продолжали упиваться иноземными виртуозами и тратить на них баснословные средства. Что касается Баха, то король и вся придворная челядь, позабавившись очередным развлечением, перестали думать о нем. «Милостиво» отпущенное ему скромное вознаграждение застряло в карманах дворцовых чиновников; сам же композитор был слишком горд, чтобы напоминать о себе и заискивать у власть имущих.


Своими успехами Бах не только никогда не кичился, но не любил о них говорить и вспоминать, а когда его спрашивали, как он достиг подобного совершенства, он серьезно и просто отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
Необычайная скромность, строгость к себе не лишали его чувства благожелательности к другим и вдумчивой беспристрастности суждений. Известно, например, что Бах чрезвычайно высоко ценил Генделя, внимательно следил за его творчеством, собственноручно списывал генделевские произведения. Он делал неоднократные попытки познакомиться и сблизиться со своим великим современником и соотечественником; и не по вине Баха это знакомство не состоялось. В 1719 году И. С. Бах, живя в Кетене, узнал, что Гендель находится в Галле — своем родном городе. Желая увидеться со столь уважаемым им музыкантом, Бах специально с этой целью отправился в Галле, однако встреча не произошла: в день приезда Баха Гендель уехал из города. Вторичную попытку Бах предпринял будучи уже кантором церкви св. Фомы в Лейпциге. В 1729 году во время пребывания там Генделя Бах был болен. Но узнав о приезде Генделя, Бах немедля послал к нему сына Вильгельма Фридемана с приглашением, на что Гендель ответил отказом. В Веймаре Бах, несмотря на то, что нес на себе основной груз работ, в течение нескольких лет занимал второстепенное место помощника капельмейстера. Он имел все основания рассчитывать на открывшуюся со смертью престарелого дирижера вакансию; однако его обошли самым грубым и бесцеремонным образом. Сначала место придворного капельмейстера было предложено модному композитору Телеману, а когда последний отказался, дирижером был назначен вовсе бездарный, но ловкий в придворных интригах сын покойного капельмейстера. Бах справедливо воспринял этот акт как оскорбление. Возмущенный, он потребовал отставки.
Ответ был в духе княжеских нравов: слуга, жалкий плебей, осмелился подвергать сомнению высочайшее повеление и даже чего-то требовать — он должен понести суровое наказание. После десяти лет службы Бах приказом герцога веймарского был подвергнут аресту. Об этом гласит следующий документ: «6 ноября концертмейстер и органист Бах за свое непочтительное требование отставки был посажен под арест в помещении городского суда и 2 декабря, по объявлении милостивого разрешения уйти со службы, был выпущен вновь на свободу» .

 

 



Рейтинг@Mail.ru