Жизнеописание Баха - Семья, детство

Бах

Индекс материала
Жизнеописание Баха
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Семья, детство
Люнебург
Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен
Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству
Бах—исполнитель
Кетен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки
Отъезд из Кетена
Лейпциг
Школа св. Фомы.Бах—кантор
Артистическая и творческая деятельность
Дети Иоганна Себастьяна
Бах—педагог
Последние произведения, последние годы жизни
Все страницы

 

Семья, детство

Предки    композитора    были    ремесленниками; любовь к музыке они сочетали с другими, более   «прозаическими»   занятиями.   Родоначальник семейства Бахов Фейт Бах был булочник, но с цистрой — своим любимым инструментом — не расставался, даже когда отправлялся на мельницу молоть муку. Семейные предания хранят свидетельства о страстном увлечении Фейта Баха музыкой, увлечении, которое сделалось «исходной точкой художественного творчества его потомков» (Вольфрум).
Некоторые из сыновей и ближайших потомков Фейта Баха воспитывались уже музыкантами-профессионалами, и музыкальный дар — отличительное качество этого многочисленного и разветвленного рода — переходил от поколения к поколению.
В течение двух столетий по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само имя Бах сделалось синонимом музыканта. Никто из этого племени музыкантов не добился ни славы, ни громкой известности, хотя в фамильной хронике Бахов насчитывается больше пятидесяти лиц, оказавших влияние на развитие немецкой музыки.
От поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли творческие силы и, наконец, в великом представителе этой династии музыкантов Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета.
К профессии музыканта, уже традиционной для мужской линии семейства Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем мальчика был его же отец — скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн Себастьян пел в хоре, составлявшемся обычно из беднейших учеников младших классов; за небольшую плату они выступали на различных праздниках, а на похоронах и свадьбах пели духовные песнопения.
Девяти лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и был взят на воспитание к старшему брату Иоганну Христофу. Последний — в свое время ученик крупнейшего немецкого органиста-композитора И. Пахельбеля1— занимал должность органиста и школьного учителя в г. Ордруфе. Под руководством брата проходило дальнейшее музыкальное обучение Иоганна Себастьяна. Но гениально одаренная натура вряд ли могла удовлетвориться педантичными, школьно-ремесленными уроками Иоганна Христофа. Восполнять свою любознательность приходилось самостоятельно и в тайне от брата. Здесь-то и проявились впервые сильные стороны характера Иоганна Себастьяна: настойчивость, целеустремленность, упорство в труде.

1 И. Пахельбель (1653—1706) жил и работал в Вене и разных городах Средней Германии, в Эйзенахе, Эрфурте. Автор большого количества органных, а также клавирных произведений.

Раннее стремление к личной свободе побудило пятнадцатилетнего юношу оставить дом брата и искать средства для независимого существования.



Рейтинг@Mail.ru