Жизнеописание Баха - Отъезд из Кетена

Бах

Индекс материала
Жизнеописание Баха
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Семья, детство
Люнебург
Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен
Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству
Бах—исполнитель
Кетен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки
Отъезд из Кетена
Лейпциг
Школа св. Фомы.Бах—кантор
Артистическая и творческая деятельность
Дети Иоганна Себастьяна
Бах—педагог
Последние произведения, последние годы жизни
Все страницы

 

Отъезд из Кетена

Выросшие      перед     Бахом      музыкальные проблемы,   напряженность   творческой   жизни
не    могли    заглушить    в    нем    недовольства скукой немецкого мещанского провинциального существования. Натура художника неудержимо стремилась к свежим, новым впечатлениям. И очень скоро Кетен начинает тяготить Баха. По-прежнему он совершает свои артистические поездки, сопровождает принца в путешествиях, но стремление покинуть кетенский двор усиливается с каждым годом. К этому присоединились переживания и соображения личного и семейного порядка: смерть жены Марии Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутствие Баха; желание дать своим сыновьям хорошее образование в большом университетском городе. Вот почему в том же 1720 году Бах делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась вакансия органиста при церкви св. Якова.

Незадолго до того Бах был в Гамбурге и играл на органе в присутствии многих знатоков органного искусства. Монументальная фантазия, которую он импровизировал на тему духовной песни «На реках Вавилонских», потрясла слушателей. Престарелый Рейнкен, крупнейший из оставшихся в живых органист добаховского времени, взволнованный неслыханной мощью этой музыки,, обратился к великому артисту со словами: «Я думал, что это искусство погибло окончательно, а между тем вижу, что ваше творчество воскресило его к новой жизни». Тем не менее прошение Баха было оставлено без внимания, а место предоставлено бесталанной и ничтожной личности1.

1 По выражению современника, новый органист «умел искусней прелюдировать талерами, нежели пальцами»; вопрос решила крупная сумма денег, внесенная претендентом в церковную кассу. По этому поводу один из друзей Баха не без скрытой иронии публично сказал: «Я не сомневаюсь в том, что если б на землю спустился один из вифлеемских ангелов, который божественно играл бы на органе и захотел бы занять место в церкви св. Якова, не располагая нужными деньгами, то ему не осталось бы ничего больше, как возвратиться обратно к господу богу». Баху пока тоже ничего другого не оставалось, как сидеть до поры до времени в Кетене.

В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача  Вейсенфельса Анне Магдалине Вюлкен. Музыкально одаренная, обладавшая хорошим, сильным голосом, наделенная мягким и благородным характером, Анна Магдалина сделалась верным другом и помощником великого музыканта.
Намерение вырваться из Кетена не оставляло Баха. Через некоторое время он повел переговоры с советниками магистрата города Лейпцига. Со смертью Иоганна Кунау освободилось место кантора при церкви св. Фомы в Лейпциге. Бах, неоднократно выступавший в этом городе, признанный выдающийся органист и импровизатор, решил предложить свою кандидатуру Но и на сей раз для него это дело оказалось далеко не легким и простым. Советники магистрата искали музыкантов более «знаменитых», и место кантора сначала было предложено Георгу Телеману2 и капельмейстеру Граупнеру. Только после того как оба ответили отказом, магистрат вынужден был «удовольствоваться музыкантом среднего достоинства» и остановил свой выбор на Иоганне Себастьяне. Конечно, для музыканта «среднего достоинства» условия службы отличались от предложенных тому же Телеману.

2 Георг Телеман (1681—1767)—один из наиболее популярных немецких, композиторов первой половины XVIII века, «счастливый соперник Баха», по выражению Р. Роллана; оставил после себя неисчислимое количество сочинений; музыка его, лишенная самобытности, написанная в подражательной модному французскому искусству манере, вскоре после смерти Телемана была основательно забыта.

В перечень обязательств, принятых и подписанных Бахом, входили пункты вроде следующих: «Чтобы я служил по своей скромной жизни и поведению хорошим примером мальчикам, прилежно посещал занятия и честно мальчиков обучал». «Повиноваться гг. инспекторам и председателям школы во всем, что они от имени высокочтимого совета будут предпринимать». «Во избежание излишних расходов, прилежно обучать мальчиков не только вокальной музыке, но и инструментальной». «...Музыку приспособить таким образом, чтобы она не была слишком продолжительной, не была бы опероподобной и, наоборот, соответствовала бы благочестию слушателей». «Не принимать при университете никакого oificium (должности) без разрешения г. бургомистра» и т. д. и т. п.
В качестве дополнительного требования новому кантору вменялись в обязанность еще и занятия с певчими латынью.
Бах долго не мог решиться на унижающие достоинство и творческую свободу ограничения. Но выбора не было. Пересилив свои колебания, он принял требования лейпцигского магистрата.

В мае 1723 года И. С. Бах был утвержден кантором школы св. Фомы и переехал со своей семьей в Лейпциг.

 



Рейтинг@Mail.ru