Жизнеописание Березовского

Березовский

Характеристика личности Березовского

Характеристика творчества Березовского

Жизнеописание Березовского

Список произведений Березовского

Наследственность Березовского

Заболевания Березовского

Диагноз Березовского

Жизнеописание Березовского

БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (27 X 1745(?), Глухов — 2 IV 1777, Петербург)
Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.
Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в    глуховской    музыкальной    школе, славившейся певческими традициями, и  затем  продолжил  его  в   Киевской духовной    академии.  По  приезде    в Петербург   (1758)   юноша   благодаря своему "прекрасному голосу  был  определен  в  штат  музыкантов  наследника   престола   Петра     Федоровича, где  стал  получать  уроки  по  композиции   у  Ф.   Цопписа   и   по    вокалу у   итальянского   педагога   Нунциани. На рубеже 1750—60-х гг. Березовский уже  исполнял  ответственные  партии в операх  Ф.  Арайи и В. Манфредини,   шедших   на   придворной   сцене, соперничая  в  мастерстве  и  виртуозности  с лучшими итальянскими  певцами.   После   дворцового   переворота 1762   г.   Березовский,   как   и   другие артисты   из   штата   Петра   III,   был переведен  Екатериной  II  в  итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор   женился     на     танцовщице труппы  Франциске  Ибершер.  Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях,   Березовский   пел   также и в Придворном хоре, что обусловило   интерес  композитора   к  хоровым жанрам.  По свидетельству биографа П.   Воротникова,  его  первые    духовные   концерты   (Приидите  и  видите, Ecu языцы,  Тебе бога хвалим,  Господь воцарися, Хвалите господа с небес)    показали    его    исключительное дарование и хорошее знание законов контрапункта и гармонии. В  мае   1769  г.   Березовский  был  направлен для совершенствования профессионального   мастерства   в    Италию.   В   знаменитой   Болонской   академии,   по   преданию,   он   занимался под руководством  выдающегося теоретика   и   педагога  падре   Мартини.
15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чешским композитором И. Мысливечеком экзамен, Березовский был принят в число членов Академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно он создал свою первую и, вероятно, единственную оперу Демофонт, успех которой был отмечен в ливорнской газете: Среди спектаклей, показанных во время последнего карнавала, надо отметить оперу, сочиненную регентом русской капеллы, состоящим на службе у Ее величества императрицы всея России, синьором Максимом Березовским, который соединяет живость и хороший вкус с музыкальным знанием. Опера Демофонт подвела итог итальянскому периоду жизни Березовского— 19 октября 1773 г. он покинул Италию. Вернувшись в Россию в расцвете творческих сил, Березовский не встретил должного отношения к своему таланту при дворе. Судя по архивным документам, композитор так и не был определен на службу, соответствующую званию члена Болонской академии. Сблизившись с Г. Потемкиным, Березовский некоторое время рассчитывал на должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского князь собирался также привлечь Дж. Сарти и И. Хандошкина). Но проект Потемкина так и не был осуществлен, и Березовский продолжал работать в капелле в качестве рядового служащего. Безысходность положения, личное одиночество композитора в последние годы привели к тому, что, заболев гооячкою в марте 1777 г., Березовский в одном из приступов болезни покончил жизнь самоубийством.
Драматична судьба творческого наследия композитора: большинство произведений, звучавших на протяжении всего XIX в., оставались в рукописях долгое время и хранились в Придворной капелле. В начале нашего столетия они были безвозвратно утрачены. Из инструментальных произведений Березовского известна одна Соната для скрипки и чембало до мажор. Утеряна партитура оперы Демофонт, поставленной в Италии; до наших дней дошли только 4 арии. Среди многочисленных духовных сочинений сохранились лишь Литургия и несколько духовных концертов. Среди них — Господь воцарися, являющийся наиболее ранним образцом классицистского хорового цикла в России, и Не отвержи мене во время старости, ставший кульминацией творчества композитора. Этот концерт по сравнению с другими произведениями последних лет имеет более счастливую судьбу. Благодаря своей популярности он получил широкое распространение и был дважды напечатан в первой половине XIX в. (1818, 1841).
Влияние мелодики, полифонической техники, гармонии и образного строя концерта прослеживается в творчестве младших современников Березовского — Бортнянского, С. Дегтярева, А. Веделя. Будучи истинным шедевром музыкального искусства, концерт Не отвержи знаменует собой наступление классического этапа в развитии отечественного хорового творчества.
Даже единичные образцы творчества Березовского позволяют говорить о широте жанровых интересов композитора, об органичном соединении в его музыке национальной мелодики с общеевропейскими приемами, и формами развития. /А. Лебедева/

Рейтинг@Mail.ru