Жизнеописание Берлиоза - Детские и юные годы.

Берлиоз

Индекс материала
Жизнеописание Берлиоза
Детские и юные годы.
«Фантастическая симфония».
Революция 1830 года.
Большая Римская премия. Италия.
Возвращение в Париж.
«Гарольд в Италии».
Музыкально-критическая деятельность.
Берлиоз и Глинка.
Реквием.
«Бенвенуто Челлини».
«Ромео и Джульетта».
«Траурно-триумфальная симфония».
«Осуждение Фауста».
Ненаписанная симфония.
Концертные поездки.
Последние произведения.
Все страницы

 

Детские и юные годы.

Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 года в небольшом французском городе Кот-Сент-Андре. Отец его; воспитанный в духе французского материализма XVIII века, страстный поклонник Жан-Жака Руссо, был видным врачом в этом городке. Будучи высокообразованным для своего времени человеком, он дал маленькому
Гектору первоначальные сведения в области литературы, истории, географии, естествознания. Понемногу он вводил его и в мир музыки.
Одно из ранних больших художественных впечатлений Берлиоз испытал от чтения «Энеиды» Вергилия; интерес и любовь к античному мифу, воплощенному в этом произведении древнеримского поэта, сказались в одном из поздних произведений Берлиоза — оперной дилогии «Троянцы».
Наиболее ранние музыкальные впечатления Берлиоз получил в своем родном городке. Это была военная музыка, сопровождавшая возвращение наполеоновских войск из очередного похода. Играть он учился на флейте и гитаре. Играя на флейте в духовом оркестре Национальной гвардии, слушая квартеты и пение романсов в домах провинциальной
интеллигенции, Берлиоз приобщался к музыке.
В конце 1821 года Берлиоз приехал в Париж, где по желанию и настоянию отца он должен был получить медицинское образование. Но Берлиоз не испытывал никакого тяготения к врачебной деятельности. Начинается мучительная борьба между вынужденными занятиями медициной и страстным, все более усиливающимся влечением к музыке.
А Париж сулил немало художественных наслаждений. В театре Grand Opera ставились оперы Глюка, Мегюля, Сальери, Спонтини.
Неотразимое, ни с чем до сих пор не сравнимое впечатление произвели на Берлиоза оперы Глюка. Он сделался страстным поклонником Глюка на всю жизнь. Берлиоз часами просиживал в библиотеке Парижской консерватории, погружаясь в партитуры «Орфея» и «Ифигении в Авлиде» и выучивая их наизусть. Целиком отдаваясь очарованию музыки Глюка, он возмущался произвольными купюрами, делаемыми при исполнении опер
Глюка в театре, и зачастую плохими исполнителями. Именно музыка Глюка вызвала в Берлиозе окончательное и бесповоротное решение стать музыкантом.
Но Берлиозу пришлось столкнуться с сопротивлением родителей. Ничего не имея против занятий Берлиоза музыкой в часы досуга, они решительно и резко возражали против того, чтобы он сделал музыку своей профессией, и твердо настаивали на его врачебной карьере. На этой почве возник острый конфликт, в результате которого отец Берлиоза
оставил его без материальной помощи.
Мучимый разладом с родной семьей, почти без средств к существованию, Берлиоз тем не менее совершенно оставил медицинские занятия и погрузился в стихию музыки и театра, увлекся трагедиями Шекспира и операми Глюка. Он получил разрешение сидеть в оркестре оперного театра, что позволило ему наблюдать за игрой на различных инструментах, а также практически изучить их свойства и возможности.
Для Берлиоза, обладавшего природным чувством оркестровых тембров, это было чрезвычайно важно, так как способствовало быстрому овладению оркестровой партитурой.
Но нужно было подумать и о серьезных систематических занятиях музыкальной наукой, без чего нельзя стать композитором-профессионалом. А Берлиоз уже был автором ряда произведений: романсов с аккомпанементом   гитары,   двух  квинтетов для смешанного состава (струнные и духовые)   и  некоторых других  сочинений. Большая  часть  этих  произведений  исчезла   бесследно; некоторые из них уничтожены самим Берлиозом.
Берлиоз сделался частным учеником знаменитого композитора, выдающегося музыкального деятеля французской буржуазной революции конца XVIII века Жана Франсуа Лесюэра, бывшего тогда профессором Парижской консерватории. Автор ряда монументальных хоровых и оркестровых композиций, оформлявших революционные массовые музыкальные празднества, а также опер, среди которых особенный успех выпал на долю оперы «Пещера», насыщенной пламенной революционной страстью, Лесюэр был носителем музыкальных традиций французской буржуазной революции и эти традиции передал Берлиозу.
В период занятий с Берлиозом Лесюэру было уже за шестьдесят.  Он, оставаясь убежденным приверженцем музыкально-драматических принципов Глюка, считал, что музыка в состоянии передать и выразить любое драматическое действие, любое движение человеческой души. Для него музыка — прежде всего правдивый язык, выразительный и живописный, способный воплотить большое и глубокое драматическое содержание. Лесюэр выступал сторонником программной и изобразительной музыки. В значительной степени благодаря Лесюэру Берлиоз посвятил свое творчество исключительно программной музыке.
В 1826 году он поступил в консерваторию в класс композиции Лесюэра, несмотря на неприязненное отношение к нему директора консерватории Керубини, не взлюбившего Берлиоза за смелость и новизну музыкальных идей. Будучи учеником Лесюзра по композиции, Берлиоз одновременно изучал в консерватории контрапункт и фугу под руководством профессора Рейха.
Еще до поступления в консерваторию Берлиоз написал героическую сцену «Греческая революция» для хора с оркестром на текст своего друга Юмбера Феррана. Крупными произведениями, написанными в стенах консерватории, были: лирическая сцена «Смерть Орфея» (сочинена для конкурса в консерватории), увертюра «Уиверли» и увертюра к опере «Тайные судьи»; либретто оперы не сохранилось, и сюжет ее в окончательном виде так и остался совершенно неизвестным.
Осенью 1827 года на Берлиоза произвел впечатление сильно взбудораживший его нервную натуру и нарушивший привычную колею жизни следующий факт: в театре «Одеон» был объявлен шекспировский цикл в исполнении труппы английских драматических актеров. Берлиоз был неизменным завсегдатаем этих спектаклей. Драматическая мощь трагедий
Шекспира, титанические страсти, острота и яркость трагических конфликтов, свобода драматической композиции, ниспровергающая застывшие каноны классицизма,— все это оказалось близким передовому художнику-романтику и захватило его.
Но не только драмы Шекспира произвели переворот в душе Берлиоза. В роли Офелии, Джульетты, Дездемоны выступала молодая красивая актриса, ирландка по происхождению, Гарриет Смитсон. Берлиоз сразу почувствовал к ней глубокую страсть, но его любовь не получала ответа. Личная драма, пережитая Берлиозом, не прервала его творчества; за кантату «Эрминия и Танкред» он удостоился второй премии консерватории. С лихорадочной поспешностью Берлиоз работал в 1828 году над «Восемью сценами» из «Фауста» Гёте, вошедшими впоследствии в одно из крупнейших его созданий — «Осуждение Фауста»;
в 1829 году Берлиоз написал «9 ирландских мелодий» на тексты Томаса Мура  и ряд других произведений. Поистине потрясающее впечатление испытал Берлиоз, впервые услышав в
1828 году симфонии Бетховена в превосходном исполнении консерваторского оркестра под управлением Габенека. Это было для него подлинным откровением. Отныне Бетховен вошел в число его кумиров.

 

 



Рейтинг@Mail.ru