Жизнеописание Берлиоза - Берлиоз и Глинка.

Берлиоз

Индекс материала
Жизнеописание Берлиоза
Детские и юные годы.
«Фантастическая симфония».
Революция 1830 года.
Большая Римская премия. Италия.
Возвращение в Париж.
«Гарольд в Италии».
Музыкально-критическая деятельность.
Берлиоз и Глинка.
Реквием.
«Бенвенуто Челлини».
«Ромео и Джульетта».
«Траурно-триумфальная симфония».
«Осуждение Фауста».
Ненаписанная симфония.
Концертные поездки.
Последние произведения.
Все страницы

 

 

Берлиоз  и  Глинка.

Особо следует остановиться на статье Берлиоза о Глинке, характеризующей Берлиоза как передового музыканта, сумевшего одним из первых на Западе  (наряду с Листом)  понять и оценить гения русской музыки.  Берлиоз встретился с Глинкой в Париже в  1844 году,
здесь они часто стали встречаться. Глинка пишет по этому поводу в своих «Записках»: «Он обошелся  со  мной  чрезвычайно  ласково   (чего  не  добьешься от большей части парижских артистов, которые невыносимо надменны),— я посещал его раза по три в неделю, откровенно беседуя с ним о музыке и особенно об его сочинениях, кои мне нравились...» .
Берлиоз включил в программы своих концертов произведения Глинки. Но этого ему было мало. Он написал Глинке  письмо,  в  котором  просил  его  прислать  свою творческую автобиографию для статьи. Глинка по своей скромности сам не исполнил просьбы Берлиоза. За него это сделал  его друг, писатель и  музыкальный  критик  Н. А. Мельгунов. После этого Берлиоз поместил в «Journal des Debats» статью о Глинке, в которой дал исключительно высокую оценку обеим операм Глинки, и, полностью соглашаясь с П. Мериме, отмечает, что Глинка в «Иване Сусанине» «превосходно схватил и передал все, что есть поэтичного в этом простом и вместе с тем патетическом сочинении». «Руслан»,—
говорит Берлиоз,— «бесспорно шаг вперед, новая фаза в музыкальном развитии Глинки» . Дальше Берлиоз пишет: «Его мелодиям присущи неожиданные обороты, очаровательная необычность периодов. Он великий гармонист и пишет для инструментов с тщательностью и знанием их самых сокровенных выразительных возможностей, что делает его оркестр
одним из самых жизненных оркестров... Скерцо (Берлиоз здесь имеет в виду «Вальс-фантазию».— Б. Л.) увлекательно, полно необычайно пикантного ритмического кокетства, оно отличается подлинной новизной и превосходно разработано. Особенной оригинальностью мелодий блещут его краковяк и марш (имеется в виду «Марш Черномора».— Б. Л.). Это достоинство очень редко, и когда композитор присоединяет к нему изящную гармонию и красивую, смелую, ясную и колоритную оркестровку,— он может с полным правом занять место среди выдающихся композиторов своего времени».
Музыкально-критическая деятельность, так же как и композиторская, не могла материально обеспечить Берлиоза. Он должен был работать помощником хранителя библиотеки Парижской консерватории. Несмотря на то, что для творчества оставалось не так уж много времени, Берлиоз не покладая рук работал над новыми сочинениями. В конце 1837 года в Доме Инвалидов состоялось первое исполнение Реквиема, посвященного
памяти жертв Июльской революции 1830 года. В сентябре 1838 года была впервые поставлена опера «Бенвенуто Челлини», над которой он работал три года (1834—1837).

 



Рейтинг@Mail.ru