Жизнеописание Бетховена - Положение Бетховена в Вене.

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

Положение Бетховена в Вене.

Популярность Бетховена продолжает расти. Его произведения охотно печатаются в разных странах, он не испытывает недостатка в различного рода творческих заказах и
предложениях. Суммировать сложившееся в кругах просвещенных любителей музыки мнение о Бетховене можно словами шотландского издателя Г. Томсона: «Между ныне живущими композиторами, как ясно всякому непредубежденному музыканту, единственным, кто занимает столь же выдающееся положение, как и покойный Гайдн, является Бетховен. Он соединяет оригинальнейший гений и в высшей степени изобретательную фантазию с глубоким знанием, исключительным вкусом и полной
энтузиазма любовью к своему искусству».
О неподкупности, бескомпромиссности Бетховена свидетельствует письмо композитора тому же Томсону — ответ на предложение Бетховену написать для эдинбургского издательства ряд сочинений: «Я постараюсь по возможности исполнить Ваше желание, чтобы композиции были легкими и приятными, но только в той мере, которая не противоречит возвышенности и оригинальности стиля, выгодно характеризующей, по
Вашему признанию, мои произведения, и от которой я никогда не отступлю» .
Тем не менее колоссальное творческое богатство, создаваемое композитором, находилось в вопиющем противоречии с общей неустроенностью его личной жизни, с шаткими, неустойчивыми материальными условиями. Именно в это время с особой страстностью
Бетховен мечтает о супружеском счастье, о семье. В 1804—1805 годах большая и, возможно, взаимная любовь связывает его с Жозефиной Дейм, урожденной Брунсвик .
С семьей графов Брунсвик Бетховен познакомился в 1799 году. Он давал уроки сестрам Брунсвик — Терезе и Жозефине, и скоро официальные отношения заменила искренняя, сердечная дружба. Многие письма Бетховена к Жозефине раскрывают всю силу и глубину его чувства, он поверяет ей самые сокровенные мысли: «Как только мы снова окажемся
друг подле друга наедине, Вы узнаете о том, что меня мучает, и о борьбе, которую я в продолжение некоторого времени вел с самим собой,— о борьбе между смертью и жизнью... О, если бы Вы почли стоящим составить мое счастье Вашей любовью...».
Желая обеспечить себе более прочное и независимое существование, Бетховен предпринимает попытку устроиться на службу. В прошении, направленном в дирекцию королевско-императорских придворных театров, он предлагает свои услуги в качестве композитора, обязуясь «ежегодно безвозмездно поставлять одну оперетту либо дивертисмент, хоры либо пьесы, написанные по случаю согласно нуждам и запросам почтенной дирекции...». Он объясняет трудность своего положения в Вене тем, что
«путеводной нитью для нижеподписавшегося (Бетховена.— В. Г.) искони являлось не столько добывание хлеба насущного, сколько — в гораздо большей степени — служение искусству, облагораживание вкуса и устремление музыкального гения к высоким идеалам и к совершенству... он (Бетховен.— В. Г.) был вынужден бороться со всевозможными трудностями и до сих пор ему не выпало счастья создать себе здесь положение, сообразное с его желанием посвятить свою жизнь исключительно искусству...». «Почтенная» дирекция, а, по выражению Бетховена, «княжеская сволочь», даже не сочла нужным ответить на эту просьбу.
Раздраженный неудачами, Бетховен решает покинуть Вену. Только тогда всполошились некоторые меценаты, сообразив, насколько скомпрометирует австрийскую знать отъезд Бетховена. Трое вельмож — эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц — в 1809 году подписали совместное условие, по которому обязывались выплачивать Бетховену
ежегодную пенсию. В свою очередь Бетховен дал обещание не покидать пределы Австрии. Но уже с самого начала пенсия выплачивалась неаккуратно: граф Кинский систематически «забывал» вносить свою долю, князь Лобковиц разорился и, покинув Вену, прекратил свои взносы; выполнял долг только эрцгерцог Рудольф.
История с пенсией принесла Бетховену больше хлопот и неприятной волокиты, нежели денег. В свой дневник он заносит печальные строки: «Чувствовать себя способным к великому делу и не выполнить его, рассчитывать на обеспеченную жизнь и быть лишенным ее вследствие ужасных обстоятельств, которые не уничтожают во мне потребности в
семейной жизни, а лишь мешают устроить ее. О, боже, боже, сжалься над несчастным Б.»
К концу первого десятилетия нового XIX века противоречия времени проступают все явственнее. Круг людей, среди которых Бетховен мог бы найти понимание и поддержку, был еще недостаточно широк и влиятелен. Пропасть же между Бетховеном и его аристократическими слушателями углублялась от года к году, от произведения к
произведению. Напряженность политической обстановки — нескончаемые наполеоновские войны, вторичная оккупация Вены в 1809 году — тем более не способствовали росту интереса к серьезному искусству Бетховена.
Чрезвычайно осложняла жизнь композитора усиливающаяся глухота. Он вынужден расстаться с планом концертных поездок, с долго вынашиваемой мыслью о путешествии по Италии; приходится сокращать и выступления в венских салонах и академиях. Основным источником существования — по условиям того времени весьма неопределенным и ненадежным — остается авторский  гонорар.  Угроза  нужды  и  одиночества  становится
реальностью.
Шумный, хоть и быстротечный успех пришел к Бетховену тогда, когда он меньше всего мог рассчитывать на него.

 



Рейтинг@Mail.ru