Жизнеописание Бетховена - Последние годы жизни.

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

 

Последние годы жизни.

За быстро промелькнувшей славой наступил последний, безотрадный период жизни композитора.
Усиливающаяся реакция, тягостная политическая атмосфера до крайности угнетали Бетховена, а наступление полной глухоты доводило до отчаяния. Он все более чуждается и избегает общения с людьми, часто по нескольку дней отсутствует, и никто не знает, где он скрывается. Круг людей сужается — наиболее испытанные друзья и меценаты к этому времени разъехались, некоторые умерли. К многочисленным испытаниям прибавляется новое — одиночество. «У меня нет друзей,— пишет Бетховен в записной книжке 1816 года,— я совсем один в мире» .
Материальное положение Бетховена также незавидно. Хотя временами у него бывали значительные суммы денег, но непрактичность, беспомощность в житейских вопросах, глухота и частые болезни делали его игрушкой в руках ловких слуг и жертвой собственной доброты. Один из современников, посетивший Бетховена в эту пору, оставил описание домашней обстановки и самого облика композитора: «Я предполагал, что Бетховен должен жить в одном из княжеских дворцов под покровительством мецената. Как я удивился, когда продавец селедок указал мне на соседний дом и сказал: „Кажется, г-н Бетховен живет здесь рядом, я часто видел, как он сюда входил..." Жалкий дом, и третий этаж! Каменные ступеньки прямо вводят в комнату, где творит Бетховен... Бетховен вышел мне навстречу... Он маленького роста, плотный, у него зачесанные назад волосы с сильной проседью, красноватое лицо, пламенные глаза, маленькие, но глубоко сидящие и полные жизни... „Я имею несчастье быть покинутым всеми своими друзьями и торчу один в этой безобразной Вене",— сказал он. Он просил меня говорить громко, так как теперь слышит вновь особенно плохо... Вообще он давно уже нездоров и не сочинял ничего нового... От смущенья он говорит очень много и очень громко. В нем кипит ядовитая желчь. Он всем недоволен и особенно проклинает Австрию и Вену.
Говорит он быстро и очень оживленно. Часто ударяет кулаком по роялю... "Меня приковывают здесь обстоятельства,— сказал он,— но здесь все мерзко и грязно. Все сверху донизу — мерзавцы. Никому нельзя доверять. Музыка тут в совершенном упадке. Император ничего не делает для искусства, и остальная публика довольствуется тем, что есть..." ...Во время молчанья его лоб морщился и он выглядел мрачно, так что можно было бы его бояться, если бы не было известно, что в основе душа этого художника прекрасна...» !.
Немало сил растрачивал Бетховен на воспитание и дела своего племянника. Всю неутоленную потребность в любви и привязанности он отдал сыну умершего брата. Наградой же был многолетний судебный процесс из-за опеки над Карлом с его матерью, корыстной и недостойной женщиной. На связанные с племянником всякого рода неблаговидные истории уходили уже с трудом добываемые средства. Мир изменился, и время, когда издатели сами предлагали свои услуги, ушло безвозвратно.

 



Рейтинг@Mail.ru