Жизнеописание Бетховена - Бетховен — пианист и импровизатор.

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

Бетховен — пианист и импровизатор.

Среди виртуозов Вены Бетховен скоро занял одно из первых мест. Но еще раньше, до отъезда из Бонна, многие отмечали выдающийся талант молодого виртуоза. Вот одно из
свидетельств современника, присутствовавшего на музыкальных празднествах, где выступал Бетховен: «Я слышал, как он импровизирует... На мой взгляд, можно с уверенностью судить о степени виртуозности этого милого и деликатного человека, почти неистощимого
по богатству идей, по совсем особенной выразительной манере игры, по совершенству, с которым он играет. Я не мог бы сказать, чего бы ему еще не хватало, чтобы быть великим
артистом».
Венский композитор и один из учителей Бетховена И. Шенк рассказывал: «Мое сердце с радостью отдалось восприятию музыки, когда Бетховен, весь предавшись своему воображению, с жаром юности смело вторгался в отдаленные тональности, чтобы выразить могучие страсти... После того как артист так мастерски показал свою виртуозность, он изменил нежные, печальные, страдальческие, трогающие эффекты на радостные звуки, доходя до шутливой небрежности. Во всей этой импровизации не было ни бледных повторений, ни бессодержательного склеивания неподходящих друг к другу мыслей, ни, тем более, лишенного силы дробления аккордов на арпеджио. Это был ясный день, полный света». Характер исполнительства Бетховена по существу своему был
совершенно новым. Отбросив блестящую, изысканно-грациозную манеру игры, истоки которой восходят к клавесинной музыке XVIII века, Бетховен опрокинул все представления, привычные для слушателей музыкальных салонов Вены. Он создал стиль большой эстрады,
обращенный к массам людей. Монументальный и героический, этот стиль таил в себе огромной силы взрывчатую энергию, насыщенную раскаленным жаром революционной эпохи. Бетховен дерзко нарушал запреты, налагаемые аристократической эстетикой, и узаконил право художника на полную свободу выражения личных чувств, переживаний, впечатлений.
Заложенные Бетховеном традиции демократического стиля исполнения получили продолжение и развитие в среде многочисленных виртуозов XIX века, у выдающихся представителей этой плеяды — Вебера, Паганини, Листа и многих других.

 



Рейтинг@Mail.ru