Жизнеописание Бетховена - ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

 

ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)

Центральные произведения 1803—1808 годов. Переживания предшествующих лет обострили чувства, углубили мысли композитора. Он осознает свое искусство как огромную действенную силу. Идеи героической борьбы, проблемы героя и народа формируют его замыслы, пронизывают отныне все его творчество.Жизнь в представлении Бетховена — героическая борьба, она прекрасна напряжением воли и радостью достижений, ее стимул — любовь к людям, завоевание счастья для всего человечества. События приобретают
грандиозные масштабы, чувства — эпический размах. Эти черты определяют наиболее выдающиеся произведения Бетховена: Третью и Пятую симфонии, оперу «Фиделио», фортепианные сонаты ор. 53 и 57 («Аврора» и «Аппассионата»).
Колоссальное творческое воодушевление, наплыв музыкальных идей и проектов так велики, что вызывают необходимость параллельной работы над рядом сочинений в различных жанрах. В период Героической набрасываются эскизы Пятой симфонии и «Аппассионаты». Заканчивая Героическую симфонию и сонату «Аврора», Бетховен полным темпом ведет работу над «Фиделио» и завершает отделку «Аппассионаты», вслед за
оперой вновь берется за Пятую симфонию, но внезапно ее отстраняет и пишет Четвертую. Одновременно появляются Четвертый фортепианный концерт G-dur, три «русских» квартета  ор. 59, Концерт для скрипки.
В короткий отрезок времени между 1806—1808 годами кроме Четвертой симфонии выходят в свет Пятая и Шестая (Пасторальная) симфонии, увертюра «Кориолан», Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. И каждое из названных произведений — новая грань бетховенского творчества: заостренная конфликтность Пятой симфонии и полярная ей
идиллическая прелесть природы в Шестой; трагедийность траурного марша из Третьей симфонии или драматизм увертюры «Кориолан» — и тут же возвышенная одухотворенность Четвертого фортепианного концерта, свежесть юности в Четвертой симфонии.
Однако тон и направление «героическому» периоду задает Героическая симфония. Третья симфония была первоначально посвящена Наполеону. Для Бетховена, в памяти которого жили идеализированные Плутархом образы древнеримских консулов, Наполеон был олицетворением героя, призванного утвердить высокие республиканские идеалы. Весной 1804 года, когда симфония была закончена и начисто переписана, на ее заглавном листе значилось «Буонапарте», а внизу: «Луиджи ван Бетховен». Известие о том, что Наполеон провозгласил себя императором, привело Бетховена в ярость, и он воскликнул: «„Этот —
тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!" Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверзу донизу и швырнул на пол» . Так описывает этот случай ученик Бетховена Фердинанд Рис. Новое заглавие симфонии гласило: «Eroica».
По неслыханной дерзости идеи, новизне форм и средств музыкальной выразительности появление Третьей симфонии было подлинно революционным актом. He удивительно, что многие критики, примыкавшие к консервативному крылу, встретили ее в штыки. Но суд времени и истории решил иначе. Именно Третья симфония раскрыла перед симфонической музыкой безграничные просторы, с этого произведения начинается как бы новая эра в истории мирового симфонизма. По словам Б. В. Асафьева, «хотя Бетховен тридцать лет прожил в XVIII веке и революцию встретил девятнадцати лет... всегда кажется, будто Бетховена в XVIII веке и не было» .
Сразу после Третьей симфонии, «не переводя дыхания», начинает Бетховен работу над оперой «Фиделио».

 

 



Рейтинг@Mail.ru