Жизнеописание Бетховена - Девятая симфония.

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

 

 

Девятая симфония.

Над всеми произведениями по¬следнего десятилетия недосягаемой вершиной стоит Девятая симфония. Одно из самых грандиозных творений мировой литературы, она достойно венчает творческий путь Бетховена. В ней сплетаются нити, тянущиеся от Героической и Пятой симфоний, Пасторальной и Седьмой, оперы «Фиделио» и увертюр. Серов говорил, что «к этому „девятому валу" клонилась вся великая деятельность гениального симфониста» !.
Мысль о Девятой симфонии зародилась еще в годы кризиса, но приступил Бетховен к реализации этого замысла в 1822 году, работая параллельно над Торжественной мессой (Missa solemnis). В 1823 году он заканчивает мессу, а в следующем 1824 году завершает симфонию.
Развитие симфонии направляет идея, по которой счастье человечества возможно лишь при всеобщем равенстве и братстве. Титанический замысел симфонии — выразить в звуках вселенскую идею братства и дружбы людей всего мира — требовал каких-то особых, новых форм воплощения. Бетховен не только раздвигает гран¬диозные масштабы своих симфонических произведений, но выходит за пределы самого жанра. Для непосредственного обращения к миллионным массам, для того, чтобы сплотить их в едином эмоциональном порыве, чисто инструментального звучания было недостаточно. Нужно слово, ибо пафос живой ораторской речи, ее взволнованная убежденность обладает повышенной силой воздействия. И Бетховен вводит в финал симфонии хор и певцов-солистов. Им поручает он слова из оды Шиллера «К радости»:
Люди — братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!
В мысли, высказанной Шиллером, выражена самая суть гуманистических мечтаний Бетховена.

 



Рейтинг@Mail.ru