Жизнеописание Бетховена - Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Стремление проникнуть в сокровища человеческого духа заставляет Бетховена взяться за изучение древних языков, истории, литературы, философии. Новый мир раскрывает перед ним немецкая поэзия и литература, он восторгается Шиллером, боготворит Гёте. Объектом
неустанного познания навсегда становится творчество Шекспира, а в героях древнеримской истории, описанных Ллутархом, Бетховен видит примеры человеческой стойкости, силы убеждений и воли.
Чтение серьезной литературы разных эпох, народов, стилей, направлений воспитывало интеллект Бетховена, жадно ищущий в образах мировой литературы подтверждения своим мыслям о жизни, о ее нравственных законах. Значительно позже, в 1809 году, он писал своему издателю Гертелю: «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на ученость в собственном
смысле этого слова, я все же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи. Да будет стыдно всякому художнику, не считающему своей обязанностью делать, по меньшей мере, то же, что и я» !.
Так постепенно формировались воззрения юного музыканта, его отношение к миру, к человеку, к самому себе. Симпатии Бетховена на стороне героев сильных, целеустремленных, героев-мыслителей, способных выдержать любое испытание, не страшиться жизненных бурь.
Предреволюционная атмосфера 80-х годов, естественно, укрепляла эти симпатии. В напряженной идеологической борьбе, предшествующей французской революции, когда в течение нескольких десятилетий шла ее усиленная теоретическая подготовка, выдвинулся ряд крупнейших мыслителей, публицистов, писателей, художников. Широко известны
имена Вольтера и Руссо, Гримма и Дидро, Бомарше и Луи Давида. Литература, искусство, публицистика служили могучим орудием пропаганды новых взглядов на общество, природу. Переоценка веками устоявшихся традиций способствовала коренной ломке мировоззрения,
подрывала крепость феодализма. Просветительные идеи энциклопедистов получали быстрое и повсеместное распространение,будоражили умы молодежи, заражали прогрессивно настроенную интеллигенцию.
Передовая общественная мысль просачивалась сквозь многочисленные преграды даже в самые отсталые немецкие государства. Под давлением движения Просвещения правящие круги Австрии, Германии вынуждены были идти на некоторые уступки требованиям времени. Оживление культурно-общественной жизни не прошло незаметно и для Бонна. В 1789 году здесь открывается университет, затем музей, библиотека, национальный театр. Нередко гастролируют в Бонне различные оперно-драматические труппы, в исполнении которых можно было услышать оперы Глюка и Моцарта, посмотреть пьесы Вольтера, Шиллера, Лессинга и Бомарше.
Так с самого начала своей сознательной жизни Бетховен живет в атмосфере искусства, рожденного предреволюционной эпохой, искусства, волнующего смелостью социальных и этических проблем. Еще более возбуждающее действие на умонастроения оказывала близость Бонна к границам Франции, откуда все сильнее доносились громовые раскаты близящейся революции. Летом 1789 года раздался первый революционный взрыв — взятие Бастилии народом Парижа.
Известие об этом событии прокатилось по всей Европе, пробуждая надежду на возможность освобождения от гнета деспотизма. Передовые круги немецкого общества на первых порах с энтузиазмом приветствовали французскую революцию. Профессор философии Боннского университета ЕВЛОГИЙ Шнейдер в стихих воспевает революционную Францию, борьбу с тиранией, свободу личности. Именно в эти годы, когда внутреннее становление юного Бетховена
протекало особенно бурно, республиканские идеи французской революции глубоко проникали и укоренялись в его сознании. Убеждение в равенстве всех людей, страстное отрицание социальной несправедливости, ненависть к угнетению человека человеком — таковы принципы, которым Бетховен навсегда остался верен.
Социальные и моральные идеалы высокого гуманизма были постоянным источником душевной стойкости Бетховена, его оптимистического отношения к жизни.