Жизнеописание Бетховена - Бетховен и меценаты.

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

Бетховен и меценаты.

Попав в среду надменной венской аристократии, Бетховен не утратил чувства гордости и независимости. Сознание превосходства гения над кичащимися родовитостью аристократами толкало Бетховена на открытое, порой демонстративное выражение своего
истинного отношения к придворным кругам. Своим независимым поведением он заставил уважать себя людей, привыкших смотреть на артиста как на лакея. Многократно описана история конфликта Бетховена с князем Лихновским и отповедь, которую он преподнес своему покровителю.
Бетховен часто и подолгу жил в имении Лихновских, окруженный вниманием и гостеприимством. Но однажды он наотрез отказался играть перед собравшимся обществом, большую часть которого составляли офицеры наполеоновской армии, оккупировавшей в то время Вену. Когда же хозяин перешел от просьб к требованиям, Бетховен, взбешенный,
ночью под проливным дождем покинул имение. Возвратившись домой, он написал следующее письмо: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует ибудет существовать тысячи, Бетховен же — лишь один» !.
Неприкрытое пренебрежение к знати сквозило даже тогда, когда Бетховен хотел сделать заслуженный комплимент какому-либо аристократу. Во время концертной поездки знаменитого виртуоза в Берлин ему был представлен принц Людвиг Фердинанд, который действительно был хорошим музыкантом. Прослушав принца, Бетховен «галантно» заявил: «Вы играете не как принц, а как настоящий артист». Так держал себя Бетховен с людьми, которым вынужден был отдавать свое искусство. Но предназначал он его для иных целей. «...Мое искусство,— писал Бетховен,— должно посвятить себя только благу бедных. О блаженная минута! Как счастлив буду я, когда смогу тебя приблизить!».

 



Рейтинг@Mail.ru