Жизнеописание Бетховена - «Фиделио».

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

 

«Фиделио».

«Фиделио» — единственная опера Бетховена, единственный осуществленный замысел среди обилия других, так и оставшихся нереализованными. В сценическом жанре и в оперных формах Бетховен воспевает те же демократические идеалы, которые составляют основу его симфонической музыки.
Выбор и трактовку сюжета предопределил присущий Бетховену дух тираноборчества и свободолюбия; сквозь чувства и поступки героев проступают собственные его представления о высоком нравственном долге, идеальной любви, супружеской верности. Показывая смелость и мужество Леоноры, страдания Флорестана, драматизм ситуаций и душевных переживаний, Бетховен приемами, близкими симфонической драматургии, подготавливает мощный апофеоз, в котором воедино сливаются торжество любви и
справедливости, счастье освобождения от произвола и страданий.
Для своей оперы Бетховен взял переведенное с французского либретто драматурга Буйи «Леонора, или Супружеская   верность» .   Действительный   факт,   имевший место в годы революции, составил основу либретто, которое Буйи разработал в излюбленном в
революционной Франции жанре «оперы спасения». Спасение через самоотверженный подвиг, героика борьбы с самовластьем и тиранией, побеждающие в конечном итоге справедливость и добродетель — мотивы, вдохновлявшие искусство того времени,— отражали    новое    миропонимание,    рожденное  революционной   обстановкой,   остротой социальных конфликтов,   уверенностью   в   непреодолимой  силе   прогресса.

Сюжет: В Испании, в севильской тюрьме томится Флорестан, которого из мести бросил туда губернатор Пизарро. Флорестану грозит смерть. Леонора, жена Флорестана, решает его спасти. Переодевшись в мужское платье, под именем Фиделио она поступает в услужение к тюремщику Рокко. В подземелье, где находится Флорестан, спускается Пизарро, чтобы покончить с Флорестаном. В момент, когда Пизарро заносит над узником
свой кинжал, Леонора с криком «убей раньше жену его!» заслоняет собой Флорестана. В это время раздаются звуки фанфар, возвещающих о прибытии министра дона Фернандо. Выясняются преступные действия Пизарро, его арестовывают. Флорестан свободен, и любовь торжествует. Все восхваляют самоотверженность и героизм Леоноры.


Бетховен не первый взялся за музыкальную разработку подобного сюжета. Оперы Керубини — крупнейшего представителя этого направления — шли в Вене и вызывали неподдельное восхищение Бетховена. Но только Бетховен сумел раскрыть истинный смысл гуманизма революции, и идеи личного героизма, подвига любви, справедливого возмездия получили в
его творчестве достойное претворение. То, что в произведениях других оперных композиторов было ограничено обстоятельствами времени, представало как отдельное, частное явление действительности, у Бетховена приобретало характер всеобщности, философски осмысленной этической концепции. В этом плане опера «Фиделио» наиболее близка Девятой симфонии.
Начало работы над «Фиделио» относится к концу 1803 года, а осенью 1805 опера была поставлена на сцене Венского театра. Многое не благоприятствовало первому показу оперы. За несколько дней до премьеры Вену оккупировали наполеоновские войска, постоянные посетители театра и большинство друзей композитора покинули город.
Публику полупустого зала составили французские офицеры. Далеко не все среди них в состоянии были постичь значительность нового творения Бетховена. Не на высоте было и исполнение главных ролей, порученных молодой, еще неопытной певице и почти лишившемуся голоса тенору . Дирижировал сам автор. После трех спектаклей опера была снята с репертуара. Верные друзья композитора, стремясь спасти произведение,
настаивали на сокращениях и переделках. С большим трудом удалось сломить сопротивление Бетховена. Опера подверглась значительному сокращению: из трехактной она превратилась в двухактную; была заново написана увертюра . В новой редакции опера появилась весной следующего, 1806 года, но на этот раз выдержала всего два представления. Удрученный неудачей любимого сочинения, Бетховен забрал партитуру. «Из всех моих детей,— говорил впоследствии Бетховен,— она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения,— поэтому-то она мне дороже других». К опере «Фиделио» были написаны четыре увертюры. Первая, сочиненная к постановке 1805 года и исполненная в интимном кругу, не вызвала одобрения; тогда Бетховен написал другую, обозначенную «Леонора № 2». Для постановки «Фиделио» в 1806 году Бетховен предложил новую увертюру — «Леонору № 3»; при возобновлении оперы в 1814 году и при последней ее переделке появилась увертюра № 4,
Es-dur, которая и закрепилась за оперой. Первые две увертюры при жизни Бетховена не были изданы.
Только в 1814 году восстановленная на венской сцене опера Бетховена получила заслуженное признание. Вскоре музыка «Фиделио» уже зазвучала в Праге под управлением Карла Марии Вебера, затем в Берлине. С годами место «Фиделио» в оперном репертуаре Вены становится все более прочным. Знаменательное обстоятельство. Демократическая публика, все чаще проникающая в театр, оказалась более чуткой к красотам бетховенского искусства.
Произведения 1809—1812 годов. «Эгмонт». В последующие годы творческий процесс столь же интенсивен. Созданием Пятого фортепианного концерта Бетховен завершает работу над этим жанром. Самый монументальный и величественный в группе фортепианных
концертов, он в то же время удивителен нежностью и высокой поэтичностью своих лирических образов. Лирика чувств окрашивает и программную сонату ор. 81 a, Es-dur, трем частям которой Бетховен дал названия: «Прощание», «Разлука», «Возвращение». Создание Седьмой и Восьмой симфоний (1812) подводит итог центральному периоду творчества.
Эти годы проходят под знаком сильнейшего увлечения поэзией Гёте. В 1808 году вышла первая часть «Фауста» Гёте. Вдохновленный новым творением своего кумира, Бетховен задумал написать оперу на этот сюжет. Проект не осуществился, зато появился ряд песен на гётевские тексты (в том числе «Песня о блохе» из «Фауста») и одновременно
возник план создания музыки к трагедии «Эгмонт».
Бетховен отмечал, что поэзия Гёте легко ложится на музыку, ибо его стихи воздействуют «не только содержанием, но и самим ритмом». Однако «Эгмонт» привлек Бетховена, главным образом, своим содержанием: оно было близко умонастроению самого композитора. Отсылая Гёте свое произведение, Бетховен писал: «В близком будущем Вы
получите из Лейпцига... музыку к „Эгмонту", к этому великолепному „Эгмонту", которого я воплощал в своих звуках с таким же горячим увлечением, с каким я его читал, будучи в мыслях и в чувствах всецело захвачен Вами». В ответном письме Гёте говорил о своем намерении поставить «Эгмонта» с музыкой Бетховена и приглашал его в Веймар.
Музыка Бетховена к «Эгмонту» состоит из десяти эпизодов: увертюры, четырех антрактов, двух песен Клерхен, смерти Клерхен, мелодрамы к последнему монологу Эгмонта и «Победной симфонии».

Героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены гетевского «Эгмонта», не только воссозданные, но и во многом досказанные Бетховеном, именно в его музыке обрели подлинно революционный смысл.

 



Рейтинг@Mail.ru