Жизнеописание Бетховена - Последние годы жизни.
Последние годы жизни.
За быстро промелькнувшей славой наступил последний, безотрадный период жизни композитора.
Усиливающаяся реакция, тягостная политическая атмосфера до крайности угнетали Бетховена, а наступление полной глухоты доводило до отчаяния. Он все более чуждается и избегает общения с людьми, часто по нескольку дней отсутствует, и никто не знает, где он скрывается. Круг людей сужается — наиболее испытанные друзья и меценаты к этому времени разъехались, некоторые умерли. К многочисленным испытаниям прибавляется новое — одиночество. «У меня нет друзей,— пишет Бетховен в записной книжке 1816 года,— я совсем один в мире» .
Материальное положение Бетховена также незавидно. Хотя временами у него бывали значительные суммы денег, но непрактичность, беспомощность в житейских вопросах, глухота и частые болезни делали его игрушкой в руках ловких слуг и жертвой собственной доброты. Один из современников, посетивший Бетховена в эту пору, оставил описание домашней обстановки и самого облика композитора: «Я предполагал, что Бетховен должен жить в одном из княжеских дворцов под покровительством мецената. Как я удивился, когда продавец селедок указал мне на соседний дом и сказал: „Кажется, г-н Бетховен живет здесь рядом, я часто видел, как он сюда входил..." Жалкий дом, и третий этаж! Каменные ступеньки прямо вводят в комнату, где творит Бетховен... Бетховен вышел мне навстречу... Он маленького роста, плотный, у него зачесанные назад волосы с сильной проседью, красноватое лицо, пламенные глаза, маленькие, но глубоко сидящие и полные жизни... „Я имею несчастье быть покинутым всеми своими друзьями и торчу один в этой безобразной Вене",— сказал он. Он просил меня говорить громко, так как теперь слышит вновь особенно плохо... Вообще он давно уже нездоров и не сочинял ничего нового... От смущенья он говорит очень много и очень громко. В нем кипит ядовитая желчь. Он всем недоволен и особенно проклинает Австрию и Вену.
Говорит он быстро и очень оживленно. Часто ударяет кулаком по роялю... "Меня приковывают здесь обстоятельства,— сказал он,— но здесь все мерзко и грязно. Все сверху донизу — мерзавцы. Никому нельзя доверять. Музыка тут в совершенном упадке. Император ничего не делает для искусства, и остальная публика довольствуется тем, что есть..." ...Во время молчанья его лоб морщился и он выглядел мрачно, так что можно было бы его бояться, если бы не было известно, что в основе душа этого художника прекрасна...» !.
Немало сил растрачивал Бетховен на воспитание и дела своего племянника. Всю неутоленную потребность в любви и привязанности он отдал сыну умершего брата. Наградой же был многолетний судебный процесс из-за опеки над Карлом с его матерью, корыстной и недостойной женщиной. На связанные с племянником всякого рода неблаговидные истории уходили уже с трудом добываемые средства. Мир изменился, и время, когда издатели сами предлагали свои услуги, ушло безвозвратно.