Жизнеописание Бетховена - Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

 

Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.

Тем временем обстоятельства и условия существования ставили перед будущим композитором труднейшие задачи. С 13-ти лет Бетховен — чуть ли не единственная опора семьи и вынужден выполнять различные служебные обязанности: он — помощник Нефе-органиста, в качестве maestro al cembalo должен разучивать с певцами оперные партии и сопровождать исполнение речитативов secco во время оперных
спектаклей; несколько позже становится и альтистом придворной капеллы.
Многообразие выполняемых работ способствовало широким связям и знакомствам Бетховена в кругах боннской интеллигенции и любителей искусства. За короткое время Бетховен становится заметной фигурой в музыкальном мире города. Он часто играет в домах местной аристократии, поражая слушающих неистовой страстностью, неистощимой
фантазией и драматизмом своих импровизаций.
Возрастающая духовная и профессиональная зрелость будила чувство неудовлетворенности провинциально ограниченной жизнью Бонна. Бетховен мечтает о признании самих великих музыкантов, о занятиях с Моцартом. Преодолев разного рода трудности, он в 1787 году едет в Вену.
Моцарт, поглощенный работой над «Дон-Жуаном», все же выслушал приезжего незнакомца. Импровизация на заданную тему, исполненная Бетховеном, поразила творца «Свадьбы Фигаро». «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить»  — так, по воспоминаниям присутствовавших, отозвался Моцарт о юном Бетховене. Однако на сей
раз остаться в Вене Бетховену не удалось. Сообщение о болезни матери заставило его спешно вернуться в Бонн. «Желание еще раз увидеться с больной матерью было столь сильным, что устранило с пути все препятствия и помогло мне преодолеть величайшие затруднения»,— писал Бетховен после смерти матери. «Она была мне такой доброй, любящей матерью, лучшим моим другом» . Это был самый светлый образ тяжелого
детства композитора. Горечь утраты усугублялась создавшейся в семье обстановкой. Но жизнь шла своим чередом, и волей обстоятельств восемнадцаталетний Бетховен становится главой семьи. Пришлось добиваться от курфюрста права опеки над жалованьем
совсем опустившегося отца; отныне на него легла ответственность за воспитание и поведение младших братьев. Бетховен вынужден брать дополнительные работы, увеличивать количество уроков, к тому же еще следить за хозяйством и всем бытом семьи. В довершение всего на юношу обрушивается ряд болезней, в том числе оспа, навсегда обезобразившая его лицо. Только искусство приносит Бетховену радость, освобождение
от физических недугов и душевных страданий.
Опостылевшее и затянувшееся пребывание в Бонне скрашивают посещения дома Елены фон Брейнинг, ее живое и теплое участие в судьбе талантливого музыканта с резкими манерами и непокладистым характером. С детства лишенный домашнего уюта, Бетховен горячо привязался к этой интеллигентной семье, чувствовал себя как бы одним из ее членов. Под внимательным ласковым взглядом Елены Брейнинг он сбрасывал свою угрюмость и сковывающую застенчивость, сдерживал гневные вспышки своей неукротимой натуры. Крепкая дружба навсегда связала Бетховена с детьми Елены Брейнинг: старший ее сын Стефан был сверстником Бетховена, а дочь Лорхен — предметом романтической мечты и юношеской влюбленности. В небольшом кругу группировавшихся вокруг
Брейнингов людей, преданных музыке и искусству, Бетховен находил сочувствие своим творческим устремлениям, нравственную опору.
Не без косвенного влияния этого семейства Бетховен решает в 1789 году поступить вольнослушателем философского факультета Боннского университета. Принятое решение совпало с началом революционных событий во Франции, с общественным подъемом в самой Германии и в том же Бонне.
Как ни кратковременны были занятия Бетховена в университете, они не могли пройти бесследно для ищущей мысли молодого музыканта.

 



Рейтинг@Mail.ru