Жизнеописание Бетховена - Венские учителя Бетховена.

Бетховен

Индекс материала
Жизнеописание Бетховена
Занятия с X. Г. Нефе.
Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.
Положение в семье. Дружеские связи и окружение Бетховена.
Встреча с И. Гайдном. Творческие итоги.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802)
Бетховен — пианист и импровизатор.
Венские учителя Бетховена.
На пороге творческой зрелости.
Бетховен и меценаты.
Трагедия музыканта и человека.
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ТВОРЧЕСТВА (1803—1812)
«Фиделио».
Положение Бетховена в Вене.
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
«Битва при Виттории».
Творческий кризис.
Поздние произведения.
Девятая симфония.
Последние годы жизни.
Новые веяния.
Все страницы

Венские учителя Бетховена.

Первые несколько лет, прожитые Бетховеном в Вене, были лучшей порой его жизни. Блестящие триумфы пианиста в венских салонах и «академиях», концертные поездки открывали перспективы большой славы и материальной обеспеченности. В 1796 году
Бетховен концертировал в Праге и оттуда писал одному из братьев: «Мои дела хороши,
очень хороши. Мое искусство порождает уважение окружающих и привлекает друзей... Также и денег получу я на сей раз достаточно» .
Ошеломляющий успех Бетховена-пианиста облегчил путь Бетховену-композитору. Тем не менее он далеко не сразу решился на публикацию своих сочинений. Для укрепления своей теоретической подготовки и композиторской техники он обратился к самым авторитетным педагогам: Гайдну, Альбрехтсбергеру, Сальери. Первым учителем Бетховена в Вене был Гайдн. Он оценил масштабы бетховенского таланта. Рекомендуя боннскому курфюрсту сочинения молодого композитора, Гайдн писал: «И знатоки, и несведущие должны по этим
пьесам беспристрастно признать, что со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом называть себя его учителем».
Несмотря на взаимное уважение учителя и ученика, между ними не было подлинного творческого взаимопонимания. Сказывалась разница в миропонимании композитора XVIII века и представителя молодого поколения. Недовольный и тем, что пожилой и очень занятый маэстро нередко пропускал ошибки в его задачах, Бетховен втайне от Гайдна
стал брать уроки у композитора Шенка. Такое положение продолжалось до отъезда Гайдна в Лондон в 1794 году, после чего Бетховен прекратил занятия и с тем, и с другим.
Под руководством Альбрехтсбергера, ученого-теоретика, автора учебника по композиции и довольно посредственного композитора, Бетховен изучал около полутора лет курс контрапункта. На этот раз чуждость натур и всего строя мышления сделались еще более
непреодолимым препятствием к творческому содружеству. Педантизм и сухость Альбрехтсбергера отталкивали Бетховена, и он, зло посмеиваясь, называл своего учителя музыкантом, который умел «создавать только скелеты». В свою очередь Альбрехтсбергер не менее резко отзывался об ученике: «Этот ничему не научился и ничему не научится».
Более успешными, хотя нерегулярными, были занятия с Сальери. Крупный оперный композитор глюковской школы, мастер итальянского bel canto, Сальери многое открыл недостаточно искушенному в этой области Бетховену. Хотя выработанный Бетховеном
вокальный стиль далек от итальянского, опыт, переданный ему итальянским маэстро, помогал совершенствовать собственное вокальное письмо.

Антонио Сальери (1750—1825) —итальянец по происхождению, обосновался в Вене, где вел широкую композиторскую и педагогическую деятельность. Автор сорока опер, из которых «Данаиды» и «Тарар» пользовались большой известностью. Его перу принадлежат ряд ораторий, кантат и много других произведений. Венский придворный композитор Сальери вошел в литературу как легендарный соперник и «отравитель» Моцарта.

Все же лучшие плоды приносил до предела напряженный труд. Бетховен, по словам Р. Роллана, обливаясь потом и кровью, завоевывал ноту за нотой, звук за звуком; и никогда не ошибался в отборе лучших
форм, лучших из всех своих вариантов. Сохранившаяся тетрадь эскизов оперы «Фиделио» содержит 250 исписанных нотных страниц, ария Флорестана имеет восемнадцать совершенно различных вариантов, то же относится к партии Леоноры. Не менее титанической была работа над симфониями, сонатами и другими произведениями.

 



Рейтинг@Mail.ru