Жизнеописание Бородина - Первый период творческой зрелости. Работа над Первой симфонией.

Бородин

Индекс материала
Жизнеописание Бородина
Детство и юность. Начало творчества.
Первый период творческой зрелости. Работа над Первой симфонией.
Создание Второй симфонии. Начало работы над оперой «Князь Игорь».
Последние годы жизни и творчества.
Все страницы

 

Первый период творческой зрелости. Работа над Первой симфонией.

В 1862 году Бородин вернулся в Россию. Он был избран профессором Медико-хирургической академии и занялся новыми химическими исследованиями.
Вскоре Бородин познакомился в доме знаменитого врача С. П. Боткина с Балакиревым, сразу оценившим его композиторский талант. Эта встреча сыграла решающую роль в художественной жизни Бородина. «До встречи со мной,— вспоминал позднее Балакирев,— он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело — композиторство». Бородин вошел в Могучую кучку, стал верным другом и соратником остальных ее участников.
Балакирев помог Бородину, как и другим членам кружка, выработать на основе традиций Глинки собственный композиторский стиль. Под его руководством Бородин приступил к созданию своей Первой симфонии (ми-бемоль мажор). Через месяц-полтора после начала занятий с Балакиревым была уже почти целиком написана первая часть. Но научные и педагогические дела отвлекали композитора, и сочинение симфонии растянулось на пять лет, до 1867 года. Первое исполнение ее состоялось в начале 1869 года в Петербурге, в концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева и имело большой успех.
В Первой симфонии Бородина полностью определилось уже его творческое лицо. В ней ясно чувствуются богатырский раз¬мах и могучая энергия, классическая строгость формы. Симфония привлекает яркостью и самобытностью образов русского и восточного склада, свежестью мелодий, сочностью красок, оригинальностью гармонического языка, выросшего на народно-песенной почве. Появление симфонии ознаменовало начало твор¬ческой зрелости композитора. О том же свидетельствовали его первые вполне самостоятельные романсы, сочиненные в 1867— 1870 годах. Наконец в это же время Бородин обратился к опер¬ному жанру, привлекавшему в те годы внимание всех членов кружка. Он сочинил комическую оперу (по существу, оперетту) «Богатыри» и начал было писать оперу «Царская невеста», но вскоре охладел к ее сюжету и оставил работу.

 



Рейтинг@Mail.ru