Жизнеописание Брамса - Брамс в Вене.

Брамс

Индекс материала
Жизнеописание Брамса
Брамс и Ременьи.
Брамс и Лист.
Брамс и Шуман.
Статья Шумана о Брамсе.
Брамс, Клара Шуман и Иоахим.
Руководство хоровой капеллой.
Брамс в Вене.
Заключение
Все страницы

Брамс в Вене.

Нужно было где-нибудь обосноваться для спокойной творческой работы, и выбор Брамса пал на Вену — один из музыкальнейших городов Европы, город Гайдна, Моцарта, Бетховена,
Шуберта, в котором музыкальная жизнь продолжала бить ключом. С 60-х годов Брамс подолгу жил в Вене. Правда, в течение нескольких лет он работал в Гамбурге, Баден-Бадене, Цюрихе и некоторых других городах, но с конца 60-х годов прочно обосновался в Вене, ставшей его второй родиной.
К этому времени Брамс сделался знаменитым композитором, автором большого количества произведений разнообразных жанров. Он имел многочисленных сторонников и поклонников, преимущественно из числа противников Вагнера и Листа. Даже выдающийся дирижер и пианист Ганс Бюлов, ученик Листа и друг Вагнера, впервые продирижировавший в Мюнхене операми Вагнера «Тристан и Изольда» и «Мейстерзингеры», охладел к Листу и Вагнеру и перешел в лагерь Брамса — начал активную пропаганду его симфонической музыки. Первую симфонию Брамса, написанную в 1876 году, Бюлов назвал «10-й симфонией Бетховена». В этом, конечно, имеется известная доля преувеличения. При всех
художественных достоинствах и огромном мастерстве симфонии Брамса по идейной значимости не могут быть поставлены на один уровень с симфониями Бетховена; в них нет той силы массового воздействия, той концентрации чувства, мысли и воли. Но само высказывание Бюлова достаточно типично: оно свидетельствует о складывающемся к концу XIX века среди значительной части немецких музыкантов-профессионалов и любителей музыки культе Брамса, имя которого называлось рядом с именами Баха и Бетховена. Культ Брамса существовал параллельно с растущим культом Вагнера. И если между приверженцами Вагнера и Брамса были противоречия, то постепенно эти противоречия сглаживались и к XX веку фактически перестали существовать.

Первые годы своей работы в Вене (в 60-е годы) Брамс руководил концертами венской хоровой капеллы и силами этой капеллы исполнил несколько монументальных произведений хоровой музыкальной классики:«Израиль в Египте» Генделя, «Страсти по Матфею» Баха, Реквием Моцарта и некоторые другие. В 1872—1875 годах он стоял во главе «Общества друзей музыки» и дирижировал симфоническими концертами этого
общества.
Но Брамс стремился освободиться от служебных дел, отнимавших много времени и отвлекавших его от творческой работы, которая была основным делом его жизни. Он заключил договор с издательством, где издавались его произведения. Это дало Брамсу материальную возможность оставить службу и заняться исключительно творческим трудом.
Жизнь и работа Брамса в Вене имели весьма важное значение для его творчества. Вена была своеобразным интернациональным музыкальным центром; в ее музыкальном быту скрещивались и переплетались мелодии песен и танцев различных народов: южнонемецкие, венгерские, цыганские, чешские, словацкие, швейцарские, итальянские. На площадях и перекрестках улиц, в ресторанах и кабачках, в общественных садах и парках, в частных домах и маленьких театрах — везде можно было услышать то австрийский лендлер, то венгерский чардаш, то чешскую польку.
Творчество Брамса, немецкое по образному строю и интонационной основе, впитало в себя многонациональный фольклор Вены. И немецко-австрийская народно-бытовая музыка органически сочетается в нем с венгерскими и славянскими (чешскими, словацкими, сербскими) народно-песенными и танцевальными элементами. Все это можно наблюдать в различных жанрах творчества Брамса, начиная от произведений, непосредственно связанных с бытовой музыкой (вальсы, венгерские танцы, многие песни), и кончая камерными ансамблями и симфониями. Кстати заметим, что влияние венгерского и славянского музыкального фольклора характерно вообще для творчества величайших мастеров венской школы (Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта).
Используя в своем творчестве элементы славянских музыкальных культур, Брамс обнаруживал активный интерес и к творчеству выдающегося чешского композитора Антонина Дворжака. Брамс был другом Дворжака, пропагандировал его творчество. По рекомендации Брамса произведения Дворжака издавались у Зимрока в Майнце.

 



Рейтинг@Mail.ru