Характеристика личности Брамса
Характеристика личности Брамса
Характеристика творчества Брамса
Характеристика личности Брамса
БРАМС (Brahms) ИОГАННЕС (1833-1897), немецкий композитор, пианист и дирижер.
«Сочинять не так уж трудно; зачеркивать лишние ноты — вот что труднее всего».
«Иоганнес был хрупким, часто страдающим от головных болей мальчиком. ...Складывается впечатление, что именно упомянутые психические и физические перегрузки и, в особенности, частое недосыпание оказали отрицательное воздействие на его здоровье. Однако позже Брамс говорил, что хотя в юные годы ему часто приходилось трудно, он не жалеет об этом, ...так как это время очень помогло мне в музыкальном развитии». (Ноймайр, 1997-г, с. 339-340.)
«Его юношеский портрет с длинными прядями волос производил впечатление женского, голос остался высоким. В половом отношении незрелый, ущемленный. С возрастом стал чудаком и педантом, беспомощным в практическом отношении... "Упрямый меланхолик"». (Hitschman, 1933, с. 99, 114.)
«Уже в двадцать лет Брамс производил на окружающих впечатление эгоцентрика и интроверта, "стороннего наблюдателя", как он именовал себя в более поздние годы жизни. Он предпочитал отказываться от новых знакомств и жить в мире своего творчества». (Самин, 1999, с. 280.)
«Он был угрюм, раздражителен, резок». (Дубинский, 1900, с. 238.)
«Уходя как-то со званого ужина Иоганнес Брамс сказал: "Если забыл кого-то оскорбить, извините, ради Бога!" ...В зрелом возрасте композитор стал раздражительным, сильно поправился, отпустил бороду и начал пить. Особенно забавляло многочисленных туристов, приезжавших в столицу Австро-Венгерской империи, то, как знаменитый композитор частенько засыпал в кафе. С годами Брамс перестал следить за своим внешним видом и часто появлялся на улице небритый, с расстегнутым воротничком, что в конце XIX века считалось признаком дурного тона». (Мишин, 2002, с. 21.)
«Его молчаливость, отсутствие доверительности в общении с современниками и ранняя тяга к одиночеству - черты характера, которые были свойственны ему всю жизнь — сформировались, очевидно, именно тогда. Возможно, именно этим объясняется некоторая чопорность и боязнь полностью раскрыться в музыке позднего периода... Он понял, что ему нужна творческая свобода, то есть тоска по женскому обществу и семье — не для него. Инстинкт гения подсказывал ему путь самопожертвования и печального одиночества». (Ноймайр, 199 7-г, с. 342, 352.)
[После 1864 г.] «Вскоре мать Брамса скончалась от инсульта. Иоганнес тяжело переживал ее кончину. В трио для валторн ми-мажор он, особенно в средней части, попытался выразить свою тоску и горечь утраты». (Саман, 1999, с. 282.)
«Остался холостым». (Фейс, 1911, с. 12.)