Характеристика личности Брукнера
Характеристика личности Брукнера
Характеристика творчества Брукнера
Характеристика личности Брукнера
БРУКНЕР (Bruckner) АНТОН (1824-1896), австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.
«Одноклассники характеризовали его как живого, веселого парня, для которого, однако, даже во время пубертатного периода религия была на первом месте. Иногда, правда, у него проявлялись приступы меланхолии и сверхчувствительности...» 1851г.
...Впервые проявились два симптома, которые стали характерными и для его дальнейшей жизни: недоверие к окружающим, присущее человеку, низко оценивающему себя, которое могло перерасти в манию преследования, и свойственная неуверенным в себе людям преувеличенная потребность в безопасности... Это недоверие росло и со временем перешло в параноидальную манию преследования, которая обусловливалась частично атаками на него собратьев-музыкантов и их интригами. В известном смысле невроз привел к его особому отношению к противоположному полу... Брукнер по-настоящему любил только одну женщину — свою мать. Возможно, в такой необыкновенной привязанности к матери, наряду со строжайшим католическим воспитанием и кроется причина неосознанного неприятия других женщин, особенно в сексуальном аспекте... Он влюблялся несчетное количество раз (чаще всего в девушек между 16—19 годами) и делал предложения, которые все до одного были отвергнуты. Удивительно, что Брукнер всегда действовал по одной и той же схеме, несмотря на то, что ни разу не добился успеха. Подобный образ действия, как мы знаем, типичен для невроза... Автор производил впечатление чудака и человека не от мира сего, связать жизнь с которым не представлялось возможным... [1886—87 гг.]
Это одиночество и неадекватное поведение в обществе все чаще приводило к тому, что часы радостного озарения, проводимые в кругу друзей, постоянно сменялись депрессивными, меланхолическими фазами... Все явственнее проявлялась предрасположенность к депрессиям, унаследованная им, скорее всего, по материнской линии... Брукнер был измучен до крайности и близок к нервному срыву. Ему начало казаться, что он сходит с ума. Появились болезненные идеи о том, что он должен осушить Дунай и сосчитать все и вся: листья на деревьях, звезды, песчинки... Вскоре его состояние ухудшилось настолько, что он вынужден был обратиться к врачам и провести курс лечения... Следует принять во внимание тот факт, что невротическая личность Брукнера не была способна к глубокой человеческой привязанности, в том числе и к длительной связи с женщиной. Постоянное самоограничение и преодоление сексуальных желаний должны были стать дополнительной причиной состояния повышенной напряженности. Исходя из этого, можно было бы рассматривать "всплески безграничного экстаза" ... в его музыке как высвобождение сексуальной энергии... К счастью, Брукнер смог преодолеть, наконец, этот тяжелый кризис, не в последнюю очередь посредством своего рода психотерапии, заключавшейся в работе над его великими произведениями, "что помогло ему все сбросить, что смогло освободить личность". Непомерная религиозность Брукнера усугублялась еще и удручающей театральностью, с которой он демонстрировал окружающим свое благочестие». (Ноймайр, 1997 г, с. 397, 403, 412-415, 432, 444, 456, 458.)
[Лето 1867 г.] «Его письма того периода свидетельствуют о крайне угнетенном состоянии души, о том, что у него возникали мысли о самоубийстве.
Его друзья боялись оставлять Брукнера одного. К сентябрю композитор выздоровел...» (Сомин, 1999, с. 266.)
[Июль 1896 г.] «...В поведении Брукнера стали наблюдаться странности: он все больше впадал в детство, а усердие в молитвах начало перерастать в религиозную манию... Профессор Шреттер пригрозил отправить его в дом умалишенных, если такое поведение будет продолжаться... Он часто сам не понимал, что пишет, и уничтожал нотные страницы...» (Там же, с. 449.)