Жизнеописание Вагнера - Чайковский о Вагнере.

Вагнер

Индекс материала
Жизнеописание Вагнера
Первые попытки творчества.
Работа в немецких оперных театрах.
Первая опера Вагнера «Феи».
«Запрет любви».
Пребывание в Париже.
Увертюра «Фауст».
«Риенци».
ДРЕЗДЕНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Возвращение в Германию.
«Летучий голландец».
Вагнер — дирижер Дрезденского оперного театра.
«Тангейзер» и «Лоэнгрин».
Дирижерская и писательская деятельность.
Дрезденское восстание.
ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ «Швейцарское изгнание».
«Искусство и революция».
«Опера и драма».
Противоречия между теорией и творческой практикой.
Начало работы над тетралогией.
«Тристан и Изольда».
«Тангейзер» в Париже.
СНОВА НА РОДИНЕ
В поисках пристанища.
Вагнер в Мюнхене и Трибшене.
«Нюрнбергские мейстерзингеры».
«Нюрнбергские мейстерзингеры».
«Кольцо нибелунга».
Оркестр Вагнера
«Парсифаль».
Чайковский о Вагнере.
Все страницы

 

Чайковский о Вагнере.

 

Небольшая заметка П. И. Чайковского о Вагнере, написанная им в 1891 году для нью-йоркской газеты «Морнинг Джернал», дающая оценку творчества Вагнера, является обобщением многочисленных высказываний самого Чайковского и русской передовой музыкально-критической мысли о великом немецком  музыканте.  Приводим эту заметку:  «Меня  просят высказать для читателей „Морнинг Джернал" мое мнение о Вагнере. Я это сделаю со всей прямотой и откровенностью.  Но  должен предупредить их, что вижу в этом вопросе две стороны. Первая — Вагнер и положение, которое он занимает среди композиторов XIX столетия; и вторая — вагнеризм. Можно сразу увидеть, что, восхищаясь композитором, я питаю  мало симпатии к тому, что является культом вагнеровских теорий. Как композитор, Вагнер несомненно одна из самых замечательных личностей  во   второй   половине   этого  столетия,   и   его влияние на  музыку огромно.  Он  был одарен большой силой   музыкального   воображения,   он   открыл   новые формы своего искусства; он нашел пути, неизвестные до него; он был, можно сказать, гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом и Шуманом. Но, по моему глубокому и твердому убеждению,   он   был   гением, следовавшим по ложному пути... Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки. Большое и глубокое впечатление в его музыке оставляет мастерская Увертюра, в которой он рисует доктора Фауста, Вступление к „Лоэнгрину", в котором небесные страны Грааля  вдохновили   его  на  создание  нескольких  прекраснейших страниц в современной музыке. „Полет валькирий", „Похоронный марш Зигфрида", голубые волны Рейна в „Золоте Рейна" — разве все это не симфониче-, екая музыка по своему существу? В Трилогии и в „Пар-сифале" Вагнер не заботится о певцах. В этих прекрас¬ных и величественных симфониях они играют роль инструментов, входящих в состав оркестра.
Что же сказать о вагнеризме? Какие догмы должно исповедать, чтобы быть вагнеристом? Нужно отрицать все, что создано не Вагнером, необходимо игнорировать Моцарта, Шуберта, Шумана, Шопена; нужно проявлять нетерпимость, ограниченность вкусов, узость, экстравагантность.— Нет! Уважая высокий гений, создавший Вступление к „Лоэнгрину" и „Полет валькирий", преданно склоняясь перед пророком, я не исповедую религии, которую он создал».
В  этой   небольшой   заметке  Чайковского   несколько односторонне освещается вопрос о роли вокальной сферы  в  музыкальных драмах  Вагнера;  вместе  с тем  он очень   правильно,   метко   и   тонко   разграничивает   два вопроса: вопрос о Вагнере как о гениальном музыканте-художнике, музыка которого вошла в золотой фонд мировой музыкальной классики, и вопрос о вагнерианстве как  о  направлении, не желающем видеть теневых сторон в   творческой   деятельности   Вагнера,   преклоняющемся перед всем без исключения, что от него исходило, и третирующем все остальное музыкальное искусство. Ясно, что такое некритическое отношение к Вагнеру, тем более свойственная     немецкому     буржуазно-националистическому  музыкознанию  прошлого  апология  реакционных сторон в творческой деятельности Вагнера грубо искажают   сложный   и   противоречивый   творческий   облик великого   немецкого   музыканта.   Захватывающая   сила музыки  Вагнера,  ее  красота,  оркестровые,  гармонические   и   полифонические   богатства   делают   творчество Вагнера драгоценным вкладом в мировую музыкальную культуру. «Вагнерианство» же, ставшее знаменем в руках   реакционных   буржуазных  декадентов,   ничего   общего с подлинным Вагнером, во всей его сложности и противоречивости, не имеет.



Рейтинг@Mail.ru