Жизнеописание Вагнера - «Парсифаль».

Вагнер

Индекс материала
Жизнеописание Вагнера
Первые попытки творчества.
Работа в немецких оперных театрах.
Первая опера Вагнера «Феи».
«Запрет любви».
Пребывание в Париже.
Увертюра «Фауст».
«Риенци».
ДРЕЗДЕНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Возвращение в Германию.
«Летучий голландец».
Вагнер — дирижер Дрезденского оперного театра.
«Тангейзер» и «Лоэнгрин».
Дирижерская и писательская деятельность.
Дрезденское восстание.
ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ «Швейцарское изгнание».
«Искусство и революция».
«Опера и драма».
Противоречия между теорией и творческой практикой.
Начало работы над тетралогией.
«Тристан и Изольда».
«Тангейзер» в Париже.
СНОВА НА РОДИНЕ
В поисках пристанища.
Вагнер в Мюнхене и Трибшене.
«Нюрнбергские мейстерзингеры».
«Нюрнбергские мейстерзингеры».
«Кольцо нибелунга».
Оркестр Вагнера
«Парсифаль».
Чайковский о Вагнере.
Все страницы

«Парсифаль».

Байрейтская постановка «Кольца нибелунга» принесла Вагнеру большое удовлетворение. Получив собственный театр, он принялся за новую творческую работу: это было последнее произведение Вагнера, драма-мистерия «Парсифаль», представляющая собой в идейном отношении итог реакционного идейного перерождения Вагнера. «Парсифаль» впервые был поставлен в Байрейте в 1882 году, причем Вагнер в своем завещании запретил постановку «Парсифаля» в течение тридцати лет после его смерти где бы то ни было, за исключением Байрейтского театра, единственно достойного, по мнению Вагнера, прикоснуться к этой «святыне». Вот проявление антидемократизма Вагнера последних лет его жизни! Бетховен говорил, что он пишет музыку для страждущего человечества, Чайковский писал, что он хотел бы, чтобы его музыка все больше распространялась и доставляла бы отраду все большему количеству людей, сам Вагнер в молодости мечтал о всенародном искусстве, а теперь он не позволил нигде в мире, кроме Байрейта, ставить свое последнее произведение.
Идея «Парсифаля» может быть сформулирована как нравственное самосовершенствование человека, познавшего мудрость через христианское сострадание. Такая идея отвечала мировоззрению композитора данного периода, отразившемуся и в его литературных работах начала 80-х годов. Например, в статье «Искусство и религия» (1880) Вагнер утверждает, что лишь в соприкосновении с религией музыка может стать подлинным искусством, что музыка — единственное искусство, соответствующее христианству. И это писал тот Вагнер, который тридцать один год назад беспощадно разоблачил христианство в брошюре «Искусство и революция»!

Апология христианства получила свое художественное выражение в «Парсифале», являющемся по существу не столько оперой, сколько христианской мистерией, перенесенной на сцену театра, насквозь пронизанной мистикой и религиозной символикой. Конечно, и здесь огромное дарование и мастерство не покидают Вагнера: такие сцены, как ансамбль цветочных дев, музыка «чар страстной пятницы», вступление к опере и многое другое, поражают яркостью музыкальных образов, мелодической насыщенностью, тонкостью и богатством гармонии и оркестрового колорита.
После байрейтской постановки «Парсифаля» Вагнер уехал на отдых в Венецию, где и умер 13 февраля 1883 года.

 



Рейтинг@Mail.ru